Магическое мышление и его убийствоСтефен Орлак — выдающийся концертирующий пианист. Он счастлив со своей невестой Луизой. Но однажды он попадает в катастрофу и теряет руки. Некий доктор пересаживает ему руки казненного в тот же день преступника. Орлак поначалу живет как ни в чем не бывало — дает концерты, проводит время с Луизой. Однако потом он начинает чувствовать, что с ним что-то не так. Руки не дают ему покоя. Зная, что они принадлежат убийце, он чувствует, что сам хочет убивать. Контролировать свои руки ему удается все труднее. Он покидает на время Луизу и связывается с девушкой Ли Ланг, дающей представления в кабаре. Ее напарник, подслушав историю Орлака, начинает шантажировать пианиста, пытаясь вытянуть из него деньги. Далее история развивается драматическим образом, но можно не сомневаться, что Орлак обретет свободу от своих рук.
«Руки Орлака» содержат приятный налет старомодной мистики, впрочем, без откровений. Вводя поначалу сверхъестественную силу, создатели этой картины сами же разрушают ее чары в конце, обнаруживая чисто информационную природу того, что сегодня именуется манией, фобией и т. п. Как и во многих старых фильмах, характеры всех персонажей чрезвычайно поляризованы и действует согласно строго предписанным им ролям. Орлак — исключительно положительный человек искусства, ставший жертвой катастрофы — материальной и психологической. Его жена Луиза — светящееся юное создание, тоже насквозь положительное. Актриса кабаре Ли Ланг тоже не может пойти против совести, хотя поначалу и вынуждена играть под дудку своего компаньона. И только Нерон, ее компаньон, представляет собой воплощение зависти.
Конечно, история о воздействии пересаженных рук на человека сегодня не так поражает воображение, как 90 лет назад, когда была выпущена оригинальная версия фильма. Эта лента скорее попадает в категорию фильмов о «любопытных случаях», чем в категорию «психологического кино». Не последнюю роль здесь играет принципиальный отказ сохранять власть магического мышления над Орлаком. Это мышление под конец убивается на корню, причем очень примитивным способом. Орлак не совершает никакой работы над собой, он на время превращается в почти одержимого, впрочем, легко перестает им быть, когда узнает о своих руках кое-какую новую информацию. В общем, «Руки Орлака» — качественное старое кино с яркими актерами того времени, но оно вряд ли претендует на раскрытие человеческой экзистенции в условиях психологического воздействия.
8 из 10