Вселенная Витаутаса Жалакявичюса — между «Ростовщиком» и АнтониониДа, да. Именно так. Фильм отчасти напоминает «Ростовщик». Он как и лента Сидни Люмета полон отсылок к событиям Второй мировой войны. Именно война фоновым режимом проносится в душах вполне себе респектабельных «жителей» шестидесятых. Там их нерв.
А вот современность, ее милое очарование, холодность и некоторая порочность — все они будто списаны из лент Антониони. Причем, вероятно, возьмись Антониони копировать себя самого, думаю, что вышло бы хуже, нежели, чем у Альмантаса Грикявичюса.
Фильм этим и берет — контрастами и стилистикой. Модные дамы и респектабельные шестидесятые сменяются показом скорбной процессии пленных.
Наверное можно было закрутить острее. Вполне. Точно нужен был более яркий финал. Но в то же самое время не следует забывать, что мы говорим о не самых лучших годах в истории кино СССР. Определенно, фильм интересен, да и наличие трио Жалакявичюс (сценарист)-Бабкаускас-Будрайтис делает ленту интересной и в наши дни.
К тому же, кто знает — возможно фильм стал ступенькой в проработке дуэтом Альмантаса Грикявичюса и Витаутаса Жалакявичюса истинного военного шедевра. Речь идет о ленте «Факт». Возможно не будь «Да будет жизнь!» такой, какой она вышла — не было бы и такого выигрышного во всех отношениях «Факта». Успех должен созреть
6 из 10