Популярность киноальманахов именно в 1960-е годы можно объяснить национальными традициями, если обратить внимание на их особенную распространенность в Италии и Франции. Конечно же, надо вспомнить новеллистическую форму, которая всегда тяготела к циклу и книге наподобие Декамерона. Популярность новеллистической литературы именно в романских странах вроде бы и проливает свет на еще один сюжет влияния или скорее эха литературы в синтетическом искусстве 20 века.
Однако не все так просто. Посмотрим теперь не на жанровые принципы, а именно на культурную ситуацию 1960-х. Буйным цветом цветет постструктуралистская теория, объявляющая недоверие к метанарративам, то есть универсальным объяснительным системам обязанностью настоящего. Действительно, эти годы — время и победы, и поражения общества спектакля, они требуют такой процедуры чтения, которая не может быть связана с ригоризмом и этической однозначностью. Поэтому как раз заманчиво обращаться к исторически насквозь этическому реестру. и подрывая его принципы изнутри, и утверждая его как некую внеисторическую неизбежность, мыслимую, впрочем, культурологически, без всяких там трансцендентных отсылок.
Действительно, грехи смертные навязчиво вписаны в этом альманахе в обыденность. Именно обыденность, не больше, и не меньше. Она уже не является иллюстрацией вечной темы, а скорее травестирует сам этот прием, как в одной из новелл сладострастие откровенно связана с двусмысленностью вуайера, который, сопоставляя картины Босха с живыми сценами в городском кафе, как будто удостоверяет их единую природу. Получается, что старинный художник, беря примеры из «натуры», превращал их в зловещую семиотику запредельного. Но теперь торжествует ровно противоположная ситуация: эсхатология обмирщается и становится безобидной, в нее так же сложно поверить, как и в логику абсурдистской новеллы о гневе, где муха в супе — первое «звено» в цепочке, приводящей мир к атомной войне.
Не сговариваясь (или сговорившись?) буквально все режиссеры и поступили подобным образом. Правда, не слишком стараясь. Вроде бы такой благодатный материал, но транскрипция его сделана в большинстве случаев для галочки. Из общего ряда выбивается разве что Годар, снявший необычайно изящную, саркастически смешную и легкую для него историю, которая выгодно отличает его от итальянской части этого проекта, все же по-католически пафосно сбивающейся в какую-то совсем прямолинейную сатиру на истоки консьюмеризма. В том-то и дело, что ни моралитэ, ни сатира попросту не нужны. И так ясно, что обыденность современного мелкобуржуазного мира совершенно некомплиментарна даже в том случае, когда странным комплиментом может стать критика в его адрес. Ведь тогда придется утверждать, что такой мир чего-то и стоит за пределами теории стоимости. Но этот мир — мир пустых подобий, «Семь смертных грехов» это своевременно отразили, только вот никаким кинооткровением так и не стали, несмотря на свою заманчивую вывеску.
6 из 10