Неоднозначные впечатления после просмотра. С одной стороны очень хорошая идея, заложенная в фильме, а с другой не самое лучшее её претворение в жизнь. Георгию Буркову бы поставил 9 из 10-ти, а к режиссёрам есть вопросы. Давайте попробуем разобраться, что же такого они там напридумывали.
Не переходя к основной теме фильма, первое, что бросилось мне в глаза это из рук вон плохой кастинг. В советское время наверно не слышали о таком слове, но были люди отвечающие за подбор артистов, учитывая конечно главенствующее мнение режиссёра. Так вот, на протяжении всей картины перед нами ребёнок, которого по стечению обстоятельств молодая девушка оставила на попечении солдата, пришедшего с фронта. Из её уст мы узнаём, что это мальчик. А дальше начинается что-то на вроде фарса. Либо не смогли подобрать мальца, как зовёт его Кадкин, либо плохо сработали гримёры, но факт остаётся фактом: весь фильм не покидает стойкое ощущение, что перед нами девочка. Ребёнок завёрнут в женскую одёжку, на голове женский платок и чисто девичье лицо. Но при этом Кадкин зовёт его мальцом, мужичком. Как такое возможно? Ребёнок в кадре постоянно и это нелепое несоответствие напрочь убивает просмотр.
Идём дальше. Когда Кузьма Кадкин возвращается с фронта в своё родное Чихачёво, он не спешит идти домой, поскольку у него на руках ребёнок. Боится так сказать гнева жены. Но помилуйте, он солдат, он герой, он в конце концов не изменял жене и тут сробел. Как такое возможно?
Следующий нюанс, если так можно выразиться. Когда же наконец он набрался смелости и приблизился к родной калитке, что он увидел ? А увидел он жену с четырьмя своими ребятишками. Он смотрит на них, они на него. Картина маслом. Сразу вспоминается интересное выражение: «Картина Репина приплыли, всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли». Любому человеку этот момент покажется надуманным. Сразу видно, что режиссёрская установка, режиссёр их там так разместил и они смотрят друг на друга. Причём в глазах героя Буркова наметились скупые мужские слёзы одновременно с хитроватыми искорками. Как такое возможно?
Такие вот моменты и никуда не денешься. Ну и на закуску конечно неверие жены в мужнину невиновность. Ведь та же сельчанка Нюрка (Майя Булгакова) говорит ей, что всё равно какой пришёл бы, хоть с одним, хоть с двумя-тремя ребятишками, лишь бы живой. А та ни в какую, как Станиславский: «Не верю». Как такое возможно?
Учитывая всё вышеизложенное, тем не менее поставлю положительную оценку, как за идею, так из уважения к заслугам Георгия Буркова. Хороший русский актёр и человек. Рекомендую прочитать его мемуары «Хроника сердца».
5 из 10