Непростая история о семейной жизни Степана Калашникова (Сергей Никоненко). Семь лет назад он привёз с Севера жену Лидию (Лидия Федосеева-Шукшина), женщину спокойную, мечтательную. В Степане же эмоции бьют через край. Его раздражает то, что жена так много грезит, поэтому регулярно устраивает ей скандалы, уходит из дома, но на следующий день всегда возвращается. Лидия знает, что Степан добрый, её любит, просто такой вот импульсивный мужчина.
Всё идёт своим чередом, пока в колхоз не приезжает студент-практикант Вадик (Николай Бурляев). Как прогрессивный человек нового времени он остро реагирует на проявление сурового уклада, царящего в деревне. И когда становится свидетелем того, как оскорбляют женщину, он немедленно требует, чтобы перед ней извинились.
Слава о геройском поступке доходит до слуха Лидии. Встреча с Вадиком, который говорит ей, как она хороша, героиню озадачивает.
Непривычно, когда тебя сравнивают с неведомой Джокондой. Ну а дальше начинается странная дружба между деревенской женщиной и городским парнишкой. Последний пытается пробудить в Лидии чувство собственного достоинства, стремление к саморазвитию и пр. пр.
Всё это сильно не нравится Степану, который по своему обычаю пытается бороться с таким странным соперником своими эпатажными поступками.
Почему Вадик столь сочувственно относится к судьбе русской женщины, терпящей на протяжении веков самые разные издевательства, зритель узнает в конце. А на протяжении фильма будет мучиться от какого-то странного несоответствия: раскрепощение женщины вроде бы как хорошо, но ничего хорошего ей, кажется, не сулит. Наверное, потому как сам «раскрепоститель» жизнь знает пока что очень плохо. Но и странная любовь между двумя такими непохожими людьми, как Степан и Лидия, тоже является по своей сути каким-то тупиком. И где же он, правильный путь?
Такой вот фильм для раздумий.