Масаки Кобаяси — вариация на тему итальянского неореализма в стилистике ОдзуИменно так. Используя стилистический жизнерадостный блеск Ясудзиро, Кобаяси знакомит нас с бытом послевоенной Японии. Это странный перекресток миров, где сталкиваются вполне древние персонажи, будто вышедшие из «Расемона» и современные технократы. Даже одеваются кардинально противоположно. Кто-то строго в национальных традициях, а кто-то очень даже в стилистике недавно победившей державы. И думают ведь полярно. Древнее тут ассоциируется с архаичной слабостью. Отсюда и основной сюжетный конфликт банды якудза и молодого японского «джентльмена», сила воли которого сравнима с персонажами Грегори Пека конца 40-х.
Вот и получается, что рисуемая Масаки Кобаяси композиция предлагает нам взгляд полудокументальный взгляд на Японию тех лет. Столкновение простого парня с бандой якудза — это вечный конфликт борьбы за женщину. Тут можно усмотреть и куда более сложное столкновение. Конформисты и технократы, прагматичные ленивцы и волевые вершители прогресса. А если это предположение верно, то понятным становится почему такой странной оказывается сюжетная воронка, затягивающая в концовке все повествование. Ведь, в сущности, формируя яркий конфликт и многочисленные эмоциональные бури, наши герои-оппоненты, оба оказываются просто униженными мальчишками. Сломленные и раздавленные они даже не могут толком завоевать вожделенную женщину. Добавлю лишь, что Кобаяси изобразил финал не без изящества, неожиданно придав блеск нуара.
Но это в глубине, а на поверхности — не слишком изящная история непростой молодости. Как фон — грузовики с солдатами, курсирующие постоянно по городу. Нет. Эти двое не зарежут друг друга. Бедолаги, трепетно скрывающие свою внутреннюю слабость. А между тем, еще до своих безусловных хитов (Квайдан и Харакири) Масаки Кобаяси демонстрирует серьезную заявку на самобытное мастерство.
6 из 10