От перемены мест слагаемых сумма не меняетсяОдноименный роман Стивена Кинга, впервые опубликованный в далёком 1983 году, произвел на меня при прочтении невероятно мощное впечатление. Надо признать, что клише 'короля ужасов' Кингу приписали более чем обосновано – рассказывая каждую свою историю, писатель находит инструменты, позволяющие ему делать повествование невероятно жутким и в то же время настолько интересным, что оторваться от произведения просто невозможно. Я совершенно не согласен с бытующим мнением, что подобного рода чтиво не является литературой – творя в своих жанровых рамках, Стивен Кинг проводит искусную работу над действующими лицами, прорабатывая их образы так, что они воспринимаются как живые люди. К чему столь длинная преамбула? К тому, чтобы дать понять: свежую киноадаптацию 'Кладбище домашних животных' я ждал ещё задолго до премьеры, и, как искушенный зритель, был готов к тому, что впечатления она принесет с собой неоднозначные.
Если выносить вердикт кратко, то кино удалось – оно получилось страшным, интересным и неоднозначным, а ведь именно такие смешанные чувства оставляла после себя сама книга, чего, кстати, не скажешь про первую экранизацию, состряпанную на пороге 90-х настолько корявым образом, что не понравилась мне от слова совсем.
Не станем ворошить прошлое, а обратимся к настоящему. Говорить что-либо о свежей экранизации, не выдавая при этом ее сюжетные повороты (которых с лихвой припасено даже для почитателей первоисточника) довольно трудно, и все-таки попытаемся.
Первые же минут десять-пятнадцать заставили меня испытать досаду – по моему скромному разумению ни один из героев (которых здесь, к слову, не так уж и много) не соответствовал своему книжному оригиналу. Впрочем, когда действие начало набирать обороты, я был вынужден признать свою неправоту: Джейсон Кларк, исполнявший роль Луиса, очень хорошо прочувствовал роль – поначалу он держался сдержано, но где было нужно не постеснялся показать сумасшедшие эмоции. Ему в равной степени удалось показать первобытный страх, боль утраты и безумную одержимость, которые двигали его героем во второй половине картины. Ничем не примечательная Эми Саймец тоже не осталась в стороне и показала свое актерское мастерство, особенно запомнилась сцена ее возвращения домой, предваряющей кульминацию и развязку. Даже дети, как не странно, смотрелись органично, а вот в роли Джада Кренделла хотелось бы видеть кого-то повыразительнее – в исполнении Джона Литгоу он получился довольно проходным персонажем, который просто выполняет свою функцию и не более того.
Далее хочется сказать про Черчилля – вот уж кто действительно получился в этом фильме на ура. Вернувшийся с того света кот так блистал на экране, что хочется выделить для него отдельную номинацию на премию Оскар (точнее тем умельцам, что потрудились показать его во всей красе). Черч здесь выглядит действительно страшным, глядя на него прямо-таки веришь, что кота похоронили, а затем неведомая сила каким-то образом вернула его к жизни. При этом на протяжении просмотра ни на секунду не возникает ощущение, что тебя где-то дурят компьютерной графикой. С котом, кстати, напрямую связано несколько добротных скриммеров, которых в фильме просто навалом. Вопреки ожиданиям, это идет ему только на пользу – все «пугалки» реализованы качественно и со вкусом, думаю, что многие из них пощекочут нервы даже самым стрессоустойчивым зрителям. А вот сказать, что атмосфера получилась на пятерочку, увы, нельзя – большую часть фильма она была на месте, но временами куда-то терялась, в том числе из-за рваного монтажа, особенно в первой половине картины.
Это что касается формы, а теперь поговорим о содержании. Какие-то однозначные суждения здесь выносить намного сложнее. Дело в том, что сценарий очень существенно отличается от оригинальной истории. Пошло ли это фильму на пользу? Вообще я не склонен приветствовать столь смелые вольности в экранизациях литературных произведений, поскольку ничем хорошим для конечного продукта это, как правило, не оборачивается, но данная кинолента – яркое тому исключение. Создатели действительно заслуживают похвалы, ведь им удалось предложить альтернативную версию известной истории, наполненную своими вкусными фишками. Переломный момент приходится примерно на середину хронометража – именно тогда становится, очевидно, что создатели решили не просто экранизировать книгу, а предложить ее свежее переосмысление, причем сразу становится ясно, что фантазия сценаристов пойдет чуть дальше, нежели чем просто перемена мест слагаемых. Но самое главное, как мне кажется, здесь то, что ни одно из нововведений не противоречит сути оригинала и отлично передает его дух, лишь слегка смещая акценты, делая тем самым действие куда динамичнее.
Концовка. Что можно о ней сказать? Она беспощадна, какой и должна была быть. Если говорить откровенно, то при просмотре во мне где-то теплилась надежда, что некоторым из героев удастся избежать уготованной им участи. Ну да, разбежался, это же фильм ужасов по Стивену Кингу…
Похвалив фильм, внесу ясность: кино вышло неплохим, но отнюдь не безупречным. Демонстрирует ли оно что-то новое в своем жанре? Ответ таков: однозначное нет. Фильм способен напугать и делает это добротно, но в его арсенале имеются лишь известные приемы, давно ставшие классическими, а многим набившими оскомину. Выходит ли повествование за рамки завяленного жанра? Едва ли – лента затрагивает философские вопросы о жизни и смерти, но делает это вскользь без явного намерения поговорить обстоятельно о глубоких вещах.
Что мы имеем по итогу? Довольно неплохую экранизацию одного из самых сильных романов Стивена Кинга. Наиболее придирчивым читателям явно придется не по вкусу большое количество нововведений. Менее консервативные из них наверняка оценят смелость сценаристов и проделанную ими работу с первоисточником. Всем, кого привлекают ужасы и мистика, пропускать не рекомендую, но предупреждаю, что заигрывать с вами никто не будет – напугают так сильно, что особо впечатлительным придется, потом срочно искать способы переключить свой мыслительный процесс на что-нибудь другое, не столь жуткое и депрессивное.
Какое бы авторитетное мнение вы не услышал, никто кроме вас не сможет определить, насколько этот фильм подойдет именно вам, а посему: смотрим, думаем и обсуждаем.