кладбище диких людейОткровенно говоря, восклицания моей достаточно искушенной в литературных изысках подруги «Это же Кинг!» настроили меня на оптимистичный лад: «Кладбище домашних животных», стало быть, стоящий ужастик — это же Кинг, мать его. Произносилось это возвышенно и едва ли не с придыханием, а подруге я привыкла доверять, несмотря на то что вспомнившаяся мне экранизированная «Темная башня» не только не поразила мое сознание, но и показалась жалкой пародией на хорошую фантастику. Но одно дело фантастика, которую я, признаться, вообще не шибко люблю, другое ужастики — которые, впрочем, также никогда не были моими фаворитами, но в последнее время потянуло на чернуху. Такую, знаете, чтобы прятать пятки от чудовищ под одеялом и бояться сгонять ночью в туалет. Вспомнила прочитанного «Худеющего» и «Кэрри» и решила, что фильм будет стоящий, надо идти.
Теперь о самом фильме. Ни попкорном, ни газировкой мой мозг затуманен не был, попытаюсь быть объективной.
Для меня фильм будто бы условно был разделен на две половины: первая, когда все нравилось и я прямо трепетала и, откровенно боясь, на первом ряду закрывала руками глаза (чуть-чуть подглядывая, куда без этого). Вторая часть — когда весь сюжет скатился в топорный и шаблонный ужастик для 14-летних, в котором все действия главных персонажей предсказуемы и до неприличия клишированы. Это диаметральное различие меня так поразило, что я, уже напугавшись как следует, планировала прибыть домой на такси, чтобы не идти по-своему слабо освещенному району и не дрожать от каждого шороха. Не тут-то было: легкий крен сюжета и вот уже мучительно хочется просто уйти из кинотеатра. Перестало быть страшно, стало пресно.
Дело в чем: хороший такой мужик из Америки покупает своей семье новый дом. Понятно дело, что для любого американца покупка дома — это плевое дело. Никто не интересуется расположением жилища, окрестностями, соседями. Беспечный хозяин даже не в теме, что на его земельном участке находится странноватое кладбище для домашних животных со всей округи. Нормально, да? Вот о заклад бьюсь, с русским человеком такого бы никогда не произошло, потому что наш дядька разнюхал бы все, вплоть до внучатых бабок соседа четвертого дома справа у реки. Здесь же — семья заезжает в дом, обустраивает его, что называется, с любовью, но понятия не имеет о том, что твориться снаружи. Ну ужастик же, все такое. Глава семьи робко пару раз в кадре показался на работе и эти тема как-то затихла, сосредоточившись на мистических видениях и предзнаменованиях. Понятное дело, что у владельца дома и его супруги железные нервы: не глядя на все преследующие их кошмары, видения и уже откровенные галлюцинации, они продолжают делать вид, что все нормально, поначалу не делясь переживаниями друг с другом. Здесь тоже возник закономерный вопрос: ну как, как не вынести мужу все мозги о том, что тебя беспокоит? Это ж не вопрос, какой набор кастрюль прикупить в кухню, это психическое здоровье, которое с каждым каждом ухудшается что у супруги, что у супруга. Но все молчат и радуются.
Параллельно в канву повествования вступает странноватый дед (ну согласитесь, такой дед должен быть во всех фильмах о нечистой силе). Дед, который ведет себя, мягко говоря, дико, но его садят за общий стол, он пьет вино, смеется со всеми, становится чуть ли не частью семьи, а после выкидывает такой фортель, и все: ах, чудный человек, как он мог! Поразительное американское радушие вкупе с доверчивостью. У нас такого не то, что на порог бы не пустили, могли бы и поколотить за его бредни и навязчивость.
И в этом во всем с членами этой странноватой семейки начинают происходить мистические и неприятные вещи, которые неизбежно привели к страшной трагедии. Вот именно до этого момента было интересно. Я гадала, что же будет дальше, ведь, как известно, страшно наблюдать за обычными вещами, пропитанными мистикой, нежели выскакивающими вурдалаками и клоунами. Обычная человеческая жизнь во власти роковых обстоятельств и совпадений завораживает, становится жутко, к каким последствиям может привести неправильный выбор. Каким глубоким может быть человеческое горе, какими невосполнимыми и сокрушительными утраты.
Но все это перечеркивается клише и паясничаньем, где опять камнем преткновения становятся потусторонние силы, трансформировавшиеся в банальное и беспощадное убийство всех вокруг и бла-бла-бла. Эта банальщина давно уже набила оскомину.
Мне очень понравился Джейсон Кларк в роли Луиса Крида, сто процентное попадание, точно эта роль была написана под него. Я много видела Джейсона в других картинах и как-то лично для меня он всегда был на вторых ролях, какой-то неприятный глазу что ли. То ли персонажи такие типа «Терминатора», то ли луна в козероге, кто меня знает. Но здесь до финальной белиберды ему удалось раскрыться как драматическому актеру. Я не могу сказать, что он прямо так бесподобно играл, что поджимались коленки и рот не мог закрыться от изумления. Но он был крайне органичен в роли отца: любящий, заботливый, отчаявшийся, волнующийся, переживающий, разрывающийся на части от происходящего. Он стал центральным персонажем, абсолютно не натягивая на себя одеяло. Даже с соплями, слезами и слюнями наперевес от обрушившихся на него жизненных обстоятельств он выглядел достойно и впечатляюще, а это уже что-то. Его партнершей стала абсолютно бесцветная актриса, которая ни разу не зацепила струны моей души, несмотря на то что и у нее была история с флешбеками. А может Кларк просто оставил ее стоять в тени?
Главная маленькая героиня с умилительными огромными глазами выложилась на все сто, для ее-то возраста. В первой части понравившейся мне истории она очень подвижно и живо изобразила свою героиню. И во всем этом становится интересно: ну что будет дальше, что? Зловещий дом, музыка, тревожные воспоминания — это же все не к добру. Ну кто их будет мучить, кто, что произойдет? И сочные, мрачноватые ракурсы, убедительные выражения лица и реплики — все это настраивает на такой тревожно-мучительный лад. И на корню обрывается. Как серпом сами знаете по чему. Начинается шаблонная и банальная чернуха, из-за которой я и не люблю ужастики как жанр. Потому что уже давно никто не может придумать ничего путного, а может мой запас ужасов до ужаса, простите за тавтологию, скуден. Но я до сих пор с содроганием вспоминаю «Омен» вроде 2006-го года и крещусь, осознавая, что никогда в жизни не стану его пересматривать ни за какие коврижки. Ладно, за миллион долларов может и буду. А тут — история, способная напугать только школяра, и тот должен быть психически неустойчив после драки за гаражами.
Ну такое, не зацепило.