Как Цезарь воспитал Клеопатру. Себе на лавровый венок…Пустыня. Ночь. Молчаливо-величавый Сфинкс, облитый светом вечных звезд, и мужчина преклонных лет в хламиде, говорящий с ним, как равным. Так начинается спектакль «Цезарь и Клеопатра» (Бернард Шоу). И ты с полной ответственностью настраиваешься на серьезную работу души и ума, ибо это же историческая драма… кажется..?
А вот дальше начинается нечто невообразимое. Столько юмора, искренности, тепла, неожиданных поворотов сюжета! Сразу вспоминаются спектакли русской драмы Башкирии, присущие им легкость и ирония. И вот уже ты расслабляешься, и самозабвенно следишь, как неопытная девочка, пугающаяся окрика своей воспитательницы, грозной Фтататиты, которую боятся даже закаленные воины, становится истиной царицей, как под руководством римского полководца и политика наполняется осознанием силы и власти, мудростью, и как из следующей за своим Учителем становится идущей собственным путем.
В конце концов, совсем еще юная Клеопатра (Никки М. Джеймс), перечит самому Цезарю (Кристофер Пламмер), у ног которого лежит половина мира, при случае напоминая ему, да и не только ему: «Я – царица.» Возразить нечего – Ученица явно достойна своего Учителя. И стократно был прав Цезарь, говоря: «Это самая большая из моих ошибок…».
Цезарь в роли наставника, почти отца, и Клеопатра в роли воспитанницы, почти дочери?! Если мне не изменяет память – на что я очень надеюсь – историки трактовали их отношения… хм… несколько иначе… В смысле, совсем иначе. А тут… Весьма, знаете ли, оригинально… Некоторые фразы вспоминаются до сих пор: «В этом шлеме тебе не дашь больше шестидесяти». Комментарии, что называется, излишни.
Вот так, в обществе близкой подруги, «сестры во Зодиаке», постановкой Шекспировского фестиваля в Стратфорде (Канада) завершилось мое пребывание в Питере. За месяц я настолько привыкла к «британской диете», что, боюсь, скоро у меня начнется «ломка» и придется каким-то образом выходить из создавшегося положения. Но это уже совсем другая история…