Самый безумный мультфильмВ Интернете довольно большой интерес проявляют к советской психоделической анимации. Такие мультфильмы, как «Его жена курица», «В синем море, в белой пене», «Потец», «Слева направо» – завсегдатаи всевозможных рейтингов безумных мультфильмов. Очень удивляет тот факт, что мультфильм, который явно не менее, а то и более безумный, проходит мимо внимания блоггеров, составляющих эти рейтинги. А ведь именно здесь происходит самый отборный абсурд. Именно здесь пилят затвердевшие морские волны, чтобы можно было ходить по ним босиком. Именно здесь статуя начинает скакать на скакалке. Именно здесь курица высиживает очки, из которых вылупляются глаза. Подобных сюрреалистических сюжетных ходов тут много, и каждый из них составляет лишь небольшую часть показанной истории. В сочетании с отсутствием интереса к данному мультфильму у блоггеров, найти его по описанию отдельных моментов не так-то просто.
При этом весь этот богатейший набор визуальных каламбуров под весёлую расслабляющую музыку обрамлён бытовыми сценами, придающими безудержным фантазиям аниматоров некий общий смысл. Это всё происходит не просто так, а показывает некую историю искупления. Само оригинальное эстонское название мультфильма можно перевести как «передышка». Вспоминаются слова из песни: пока мы смотрим на стрелки часов, наше время уходит. Мы можем сбежать от довления рутинной реальности в мир весёлых фантазий, но лишь на время. Пока мы живы, реальность рано или поздно достанет нас. И все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в реальности, мы носим с собой, внутри себя. Поэтому после приключений в безвременьи главный герой остаётся прежним и с прежними проблемами. Он может почувствовать себя демиургом и вершителем справедливости, но не навсегда. Быстрая смена различных образов подчёркивает скоротечность бытия и всего, что с нами происходит.
Ещё данный мультфильм вызвал у меня ассоциации с докладом нейрофизиолога, пережившего инсульт. Когда нарушаются некоторые функции мозга, исчезают фундаментальные понятия, которые нам кажутся независимыми от нашего сознания. То, что я – это я, я внешний мир дан мне в ощущениях, кажется непреложной истиной. Но в момент инсульта ощущение себя как чего-то обособленного от мира исчезает. Так и тут, избавившись от чувства времени, как чего-то неприятного и довлеющего, формы внутреннего чувства по Канту, главный герой обретает ощущение свободы и единения с миром. Но как человек, переживающий инсульт, беспомощен и нуждается в срочной помощи, чтобы выжить, так и пребывание в состоянии свободы, вызванной отказом от чувства времени, не является нормальным состоянием. Мы можем отказаться от чувства времени на время, чтобы отдохнуть от рутинной реальности. И именно этим мы можем заняться вместе с главным героем мультфильма.
9 из 10