Обязанность быть жертвойДипломный проект начинающего эстонского режиссёра Танела Тоома, к своим 32 годам уже успевшего номинироваться на Оскар, вполне оправдал своё присутствие среди лучших фильмов планеты по версии американских кинокритиков, несмотря на то, что заветную статуэтку в итоге получили философствующий Люк Мэзен и его «Бог любви». Впрочем, награду в виде студенческой премии того же Оскара фильм заработал.
Стоит признать, что вторая по счёту крупная работа Тоома получилась ещё более острой, нежели иронически-пацифистское «Второе пришествие». И, если бы не тонкое умение эстонца избегать прямых дискурсов в рамках обозначенной проблематики, это был бы фильм с претензией на скандальность. Тоом вступает в прямую полемику с клерикальным распорядком, требующим от всех не только смирения и веры, но и беспрекословного исполнения обязанностей, которые с обывательской точки зрения выглядят вполне безобидными. Например, школьная исповедь, для которой необходимы только чистая отроческая рубашка и желание впервые в жизни открыть душу постороннему. Ведь и ежу понятно, что дети, в основной массе — безгрешны, а значит, бояться особо нечего.
В этом смысле исключителен пример девятилетнего Сэма, в трактовке которого необходимость покаяния обрела свой сугубо формальный смысл. Именно отсутствие у него греховного опыта стало сигналом к необходимости исправить это обстоятельство. Вместе со своим одноклассником, разделяющим такие взгляды, Сэм становится на тропу войны с привычным для него мирным жизненным укладом. Они разрабатывают план злой шутки, после чего успешно реализуют его, окончательно и бесповоротно меняя свои судьбы.
Известное выражение Льва Толстого о человеческих обязанностях как нельзя лучше подойдёт в качестве пролога к этой картине. Даже поверхностного взгляда на статистику всемирной истории достаточно, чтобы оценить роль религии как главного источника всякого рода преступлений против человечества. Не говоря уже о вреде, вплоть до бытовых убийств, который даже подчас образованные люди причиняют друг другу из-за расхождений своих взглядов на вопросы веры. Сама же религия, которой нужны всё новые жертвы, если вдуматься, отнюдь не лояльна к безгрешным людям. В условиях диктатуры духовенства под эгидой религиозного права легче всего оболваниваются те, у кого нет ещё даже точного определения значения терминов «право», «обязанность», «грех». То есть дети со всей нравственной хрупкостью их взглядов. Пример Сэма и его приятеля, ставших жертвами собственных убеждений и расплатившихся за это несправедливой ценой, в этом смысле является показательным.
Бросается в глаза и любовь режиссёра к христианской символике, которую можно встретить не в одной его работе. С ней он также обходится достаточно бережно, вместе с тем более чем удачно сопоставляя её с выбранной формой повествования. Получается тот редкий случай среди короткометражного кино, когда получасовое экранное действо влияет на зрительское сознание гораздо ощутимее многих полнометражных фильмов на схожую тематику.