Как потеряться иной раз полезноВсе два часа просмотра этого очень светлого и жизнеутверждающего фильма я пыталась понять замысел автора — что именно хочет до нас донести режиссёр, он же сценарист, Анил Радакришнан. И, надо сказать, ни одна из моих версий, сменявших друг друга по ходу развёртывания передо мной этой истории, не дожила до финала, а понимание, появившееся в финале, отменило все предыдущие как абсолютно ошибочные. Вопрос вопросов: что с главным героем — у него психическое заболевание, психическое отклонение или психическое расстройство? Изначально у нас формируют, точнее, стараются сформировать, впечатление о главном герое как о полном психе: он будит всю семью по утрам жутким лечебно-профилактическим смехом и драит сиденье домашнего унитаза с моющим средством, прежде чем доверить тому свой зад. Но если Хари Кришнан болен, то одним путешествием на 24 кадама на север дело не поправишь никак. И если он болен, то почему окружающие ведут себя с ним настолько нетерпимо, совсем не делая скидок на диагноз, каким бы он там ни был? Я смотрела и не находила никаких оснований для показанных психически нормальных родственников и коллег Хари Кришнана относиться к нему настолько по-подростковому бессердечно. Опасности он собой не представлял ни малейшей, вреда от него не было никакого (если его не доставать, конечно), зато пользы для компании было больше, чем от всего остального штата сотрудников вместе взятых. В общем, я никак не понимала, почему главного героя показывают психом, а это сборище хихикающих бездельников — страдающим от него нормальным большинством. В чём идея, если из всего, что видишь на экране, симпатии невольно на стороне того, кого явно преподносят с негативной стороны?
Потом мне показалось, что автор хочет донести другое — как непросто в печально знаменитой своей замусоренностью Индии жить человеку с таким расстройством, как у Хари. Кино приобретало заметный социальный характер — проблем подняли и отразили немалое количество, от забастовок до межнациональных браков. Но и это оказалось только фоном, просто фоном, окружавшим главных героев во время их путешествия.
Диагноз Хари Кришнана проступал постепенно, и для меня он окончательно оформился в одно слово — мизантропия. Нелюбовь к людям и человеческому сообществу в крайней стадии, когда ненавистны даже дыхание окружающих и их разговоры, когда люди свелись к микробам, которые они после себя оставляют. И надо сказать, что людей вокруг Хари показали таких, что его отношение выглядит достаточно обоснованным. Но жизнь подарила ему встречу с совсем другими людьми, и его устойчивая система мировоззрения дала трещину, а затем и вовсе утратила актуальность, потому что когда в душе просыпается любовь — на мир смотришь совсем другими глазами, и пальцы любимой девушки — это уже не рассадник микробов, это волнующее удовольствие. Микробы и грязь повсюду никуда не делись, и люди вокруг не стали лучше, но у Хари Кришнана появились внутренние силы видеть что-то помимо этого. Ибо, как мудро сказано до нас,
«Не ты счастлив, когда всё хорошо, а всё хорошо, когда ты счастлив» (с).
Думаю, фильм был всё-таки об этом, и это очень хороший фильм, не оставляющий ни малейшего тягостного ощущения, только свет и позитив в душе. И, на мой взгляд, в этом заслуга
Фахада Фазиля, невероятным образом способного быть притягательным даже в образе зацикленного на чистоте и порядке человеконенавистника,
очень светлой и лёгкой музыки, которая задаёт атмосферу этого фильма-дороги,
располагающих персонажей старика и девушки, которые изменили жизнь главного героя,
а также всех тех, кто попался им по пути,
за что уже спасибо сценаристу, он же и режиссёр, Анилу Радакришнану.
Отличное кино.