Сюжетный твист сюжетному твисту рознь. В одном случае поворот сюжета необходим, чтобы удивить зрителя, добавить несколько очков в копилку симпатий только что просмотренного фильма, дать дополнительный толчок впечатлениям. В другом случае твисты служат более масштабной цели, позволяют взглянуть на материал по-новому, переворачивая повествование с ног на голову (или наоборот). Что ж, «Закат цивилизации», новый проект от
Netflix, содержит в себе худший вид сюжетного поворота: твист ради твиста. Я сознательно не буду его приводить из-за политики спойлеров, но скажу, что это, во-первых, единственное, что придаёт «Закату» какую-либо индивидуальность, а, во-вторых, это абсолютно неудобный и неловкий сюжетный ход, отчего хочется недоуменно пожать плечами.
Итак, Питер работает на какой-то фабрике и страдает яркими ночными кошмарами. Во снах недружелюбные небеса надвигаются и странные корабли уничтожают всю семью Питера. Что ж, человек пытается предупредить окружающих о надвигающемся конце света, однако ему никто не верит, чернокожий начальник в лице Люка Кейджа предлагает обратиться в клинику, а в скором времени действительно наступает вторжение инопланетян.
Сюжет следит за действиями Питера, его жены Алисы и их детей, поскольку именно они по странному совпадению оказались в эпицентре вторжения. По большому счету сценарий здесь подчиняется каким-то общим структурам, включающим в себя попытки героев сбежать, не стать кусками мяса и т.п. У режиссера Бена Янга нет какого-либо четкого видения того, чем должна была быть картина, так что это всё напоминает лишь сумбурную беготню. Действие постоянно скачет и глохнет в безэмоциональных пассажах героев. Даже инопланетная угроза в лице гуманоидов, ну, не самая оригинальная: монстры здесь похожи на каких-то гастарбайтеров с пузырями на головах, чье чирикание точно не делает их вселенской опасностью номер один.
В равной степени тяжело привязаться и к Питеру с Алисой. У героев нет какой-либо реальной глубины и цели; это обычные люди, на которых распространилась угроза. Вопрос в том, почему именно они? Иногда посмотреть на катаклизм через призму обычного человека даже любопытно, но точно не тут. В данном случае это вообще обесценивает фильм! Поэтому слабые характеры сказываются и на актерской игре: Майкл Пенья и Лиззи Каплан чувствуются потерянными, читающими заученные строки сценария. На кону стоит жизнь, а герои точно не ведут себя как семья. На ум приходит сравнение с недавним «Тихим местом», где качество актерской игры было на порядок выше.
Тем не менее, даже без убедительных персонажей и вменяемого сюжета в «Закате цивилизации» было бы какое-нибудь зерно, особенно учитывая главный сюжетный поворот. Дело в том, что основной твист придает картине изюминку, возможность оценить хрупкую мораль и вообще сложность ситуации. Однако сценарий в достаточной мере не исследует те возможности, которые предоставляла ему основополагающая сюжетная деталь. Судя по всему, это «уши» от раннего варианта картины, ещё до переработки скрипта Эриком Хайссерером. Очень странно, что человек, в послужном списке которого ребут «Нечто», «И гаснет свет…» и «Прибытие», выбрал столь… однобокий вариант трактовки событий.
В то время как сценарий в корне ошибочен и, не побоюсь этого слова, глуп, постановка также хромает. Молодой режиссер, в чьей фильмографии прописалась лишь эксплуатационная картина «Гончие любви», на мой взгляд, не подходит на роль режиссера мощного научно-фантастического боевика. Мало того, что не подходит, так и рудиментарные эффекты CGI, вследствие низкого нетфликсовского бюджета, режут глаз. Netflix в последнее время переживает провал за провалом в фантастическом жанре («Тау», «Парадокс Кловерфилда», «Как это заканчивается»), но такой позор у них в первый и, надеюсь, в последний раз.
3 из 10