«Спитак» — еще один фильм-катастрофа на тему разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении 7 декабря 1988 года. Конечно, мы все помним не столь давнюю премьеру другого фильма «Землетрясение» Сарика Андреасяна, поэтому сравнивать будет с чем, хотя уже после просмотра многие осознают, что там на самом деле не с чем сравнивать.
Как ни странно, но даже завязка сюжета у двух картин довольно похожа. Во время землетрясения жена и дочь оказываются под завалами. Муж приезжает в город Спитак и всеми силами пытается отыскать свою семью. С одной стороны сюжет довольно прост, но не стоит забывать, что в двух картинах параллельно основным действиям разворачивались линии других героев. Как по мне, именно в этом фильме второстепенные линии более драматичные, чем в предыдущем, но что касается реализации, то Сарик сделал более выразительное, чувственное и живое кинопроизведение.
Режиссером фильма «Спитак» выступил режиссер Александр Котт, известный многим по фильмам «Брестская крепость», франшиза «Елки», сериалы «Обратная сторона луны» и «Троцкий». Зная работы этого режиссера, лично я ожидал увидеть большой, зрелищный и качественный кинопродукт, но то, что я увидел в фильме «Спитак», у меня, к сожалению, язык не поворачивается сказать, что он получился хорошим.
Авторы практически с первых минут погружают зрителя в самую гущу событий, не уделяя времени на вступительную часть. Сразу хочется отметить, что в фильме вы не увидите экшена, так как сцены с разрушением города остались за кадром, поэтому любители фильмов-катастроф уже будут разочарованы. На протяжении фильма главный герой находится либо в дороге, либо разбирая завалы, но время от времени его посещают различные воспоминания из прошлого. Конечно, это не мешает истории, а в какой-то степени даже помогает больше узнать и понять героя, но чрезмерные самокопания, увы, только лишь усыпляют зрительский интерес. Не знаю почему, но режиссер сделал акцент именно на этом. Герой постоянно находится в размышлениях, он страдает, мучает себя, занимается самобичеванием и так далее. Как по мне, в подобных фильмах зритель хочет видеть масштаб, действия и яркие эмоции, но не только душевные страдания одного человека, который весь фильм винит себя в случившемся. Но помимо этого в фильме прорисовываются серьёзные огрехи и по другим вопросам.
Сценарий картины с одной стороны выглядит содержательным, но в то же время урезанным, сокращенным и сжатым. Не удивлюсь, если сценарий был более содержательным и даже сам фильм, возможно, был снят со всеми подробностями, но, видимо, уже на постпродакшене пришлось многое убрать, вырезать и сократить. В итоге мы получаем какие-то обрубки, которые особенно заметны у второстепенных персонажах. Помимо истории главного героя и его семьи в фильме показаны сюжетные линии французской журналистки и освободившегося на время заключенного. Но ни в том, ни в другом случае цельной и содержательной истории не получилось. Совершенно не понятны их мотивы, цели и даже сами герои, о которых кроме имени мы не знаем ничего. История с зэком могла получиться вообще сверх эмоциональной, но в итоге всё скомкали и сделали непонятно что. С журналисткой такая же беда получилась, поэтому остается лишь разводить руки и недоумевать от такого провала. Кстати, в фильме была еще мини история про мальчика, который искал свою мать и в итоге нашел ее на площади среди десяток мертвых тел. Я уверен, из этой сцены можно было выжать из зрителя целые вагоны слез, так как все способствовало этому, тем более юный актер мог это вытянуть драматически и показать реальную трагедию, но в самый ответственный момент сцена обрезается в преддверии эмоционального взрыва. И таких моментов в картине было немалое количество. Складывалось ощущение, что во время монтажа кто-то специально подрезал сцены, не доводя их до конца, чтобы зритель не смог насладиться полноценной историей тяжелейшего трагизма. К этому можно добавить еще пару слов о самой страшной сцене в фильме, когда люди разгребали завалы городской школу и, подняв большую плиту, они наткнулись на целый мертвый класс детей, которые погибли прямо за своими школьными партами. Как по мне, эти сцены могли стать самыми яркими и в то же время тяжелейшими эпизодами всего повествования, но в итоге и здесь ничего не происходит. Абсолютно пустая и безэмоциональная сцена, которая не вызывает ничего, кроме разочарования.
Многие помнят, как во время просмотра фильма «Землетрясение» зрители выходили из зала с заплаканными лицами от преизбытка эмоций, но после просмотра «Спитака» зрители уходили с возмущением о потраченном времени, потому что за весь фильм не было ни одной эмоции и не было элементарного сопереживания за героев. Абсолютно холодная и пустая история, от которой больше клонит в сон, чем от желания смотреть до конца.
Лично я уверен, что даже с таким материалом (сценарием) можно было сделать очень сильный по эмоциям фильм. Но по неведомым мне причинам создатели решили просто угробить свою картину отвратительным постродакшеном.
Стоит отметить, что даже музыки соответствующей в фильме почти нет. Большая часть сцен идет без музыкального сопровождения. Лично для меня, как для меломана, это прям как серпом по одному месту. Если кто не знал, музыку к фильму написал Серж Танкян (вокалист группы System of a Down), который уже неоднократно привлекался к работе над отечественными картинами: «Легенда о Коловрате», «Последний житель», «1915» и так далее. В фильме «Спитак» звучит очень мало музыки, хотя для этого фильма Серж написал чуть более двадцати весьма трагичных по восприятию треков.
В общем, лично для меня фильм является большим разочарованием, но при этом хочу поблагодарить весь актерский состав, который сделал все возможное, чтобы картина уж совсем не упала в глазах зрителя. Каждый из героев в кадре смотрелся очень жизненно и реалистично. Им хотелось по-настоящему сопереживать, но структура постановки не позволила этого сделать.
Так что лично я рекомендовать не стану, но фильм все же заслуживает внимания хотя бы из-за талантливых актеров, а создателям хочется сказать лишь только одно слово: «Позор!» Смотрите хорошее кино.
5 из 10