НЕ СОТВОРИ СЕБЕ (И ИЗ СЕБЯ) КУМИРАВремя от времени наши киноделы детективного жанра вдохновляются образами крутых следаков с реальными физическими (или даже психическими) отклонениями. Так в свое время появились 'Нюхач', 'Второе зрение', 'Sпарта'... Есть в этом какое-то извращение, которым авторы восторгаются, пестуют и прямо-таки любуются. Хотя у зрителей такой герой вызывает, как правило, недоумение и глубокое сочувствие. И понимание, что все происходящее на экране - условность. Ну, не может быть такого - потому что не может быть никогда. Полиция - орган силовой и вот такой герой может в ней оказаться разве что в качестве архивариуса и то - за особые заслуги. Ну, или в лучшем случае - консультанта - без права участия в оперативно-розыскной работе. Но нам сразу дают понять, что этот герой конечно же не усидит в кургузых рамках должности и обязательно, причем неоднократно, влезет в самое, что называется, пекло, каждый раз упуская преступника и проигрывая в кулачной схватке с ним. В Спарте, например, такой следак вообще находится в предынсультном состоянии и каждый раз его накрывает в самые важные для следствия моменты.
Абсурдность ситуации усердно нагнетается, потому что зритель видит, с одной стороны, явное служебное несоответствие данного персонажа, с другой - его 'самоотверженное' стремление сделать, как лучше. Но каждый раз получается, как всегда. То есть, преступник, разоблачение которого, казалось бы, вот-вот наступит, благополучно улепетывает от следака, опять упавшего в обморок и так, прям, несколько раз. Если авторам хотелось ввести зрителя в состояние глухого раздражения, то они с этой задачей справились вполне.
Что касается киношных задач - тут все гораздо сложнее. Композиционно сериал строится на рваном повествовании, причем рваном в мелкие клочья, с постоянным возвращением к уже отсмотренным кадрам и добавлением в них чего-то якобы вновь вскрывшегося - все-таки триллер, надо соответствовать жанру. И это только затягивает экранное время, сильно снижая динамику. Причем, местами история провисает, а затем как-то нарочито выпячивается. То есть, создается впечатление, что монтажер не очень крепко держал свои ножницы и они у него иногда просто выпадали. Или отвлекался на очередную затяжку, после которой его уносили далеко от монтажного стола. Что тоже настойчиво работало на ощущение абсурда.
Противостояние главных героев строится по столь же абсурдному принципу. Было понятно, что следак, несмотря на болезнь, победит безусловно, поскольку (так нам говорит высокая мораль) физическая ущербность ничто по сравнению с духовной. Ну, да, его основательно потреплют и даже сильно приземлят, вплоть до неба в клеточку, растопчут и измажут во всем самом смрадном, но потом... Так, собственно, и случилось. Только вот почему-то все это не вызвало ни сочувствия главному герою, ни восторга от поверженности врага. Как мне кажется, все дело в актерах, которые в данном случае работают абсолютно на равных и полностью провалили свои роли. Хотя, признаюсь, насколько мне нравится Ткаченко, настолько я не люблю Петрова. У первого я всегда видела глубокую проработку образа и конкретное чувство меры (речь не об этом сериале). Второй - летает по вершкам, переигрывая на всех эмоциях сразу. И если харизматичность Тракенко легко позволяет мне поверить в его власть над любыми женскими инстинктами (что, в принципе совершенно не важно для этого сериала), то Петров, напрочь её лишенный, никак не убеждает в своей способности стать даже не лидером, а практически фюрером какого-либо коллектива. Даже такого заштатного, не выразительного и совершенно ничем не привлекательного, как этот класс, увлеченный Спартой. Тут нет ни одного по-настоящему талантливого человека или сколько-нибудь явной потихоньку оборзевающей красотки. Все это, вроде, и обозначено, но, увы, никак не отыграно. В результате, если тезис 'не сотвори из себя кумира' худо-бедно, на знакомых истериях Петрова хоть как-то реализован, то 'не сотвори себе кумира' просто безнадежно провис - в такой амебно-серой массе это не реально - просто потому что это самое настоящее стадо баранов, которым нужен не кумир, а козел. Вот в этих масштабах оно и получилось.
Более-менее попадает в первоначально задуманный сюжет финал сериала. И, хотя он тоже сделан в явно абсурдистском ключе, все-таки впечатляет и дает надежду, что в современных цифровых реалиях рождение нового фюрера практически не реально.
4 из 10