Сапфир в лепестках«Птичка» — это такая трогательная история взросления, рассказанная в четыре лица. Драма-квартет. Эдакий кубик Рубика из разноцветных кристаллов.
Этот фильм по-настоящему молодой, ведь от молодого кино нам хочется именно свежести, неперегруженности, отсутствие притворства и жеманных ужимок. Спасибо Владимиру Беку, что сперва решил снять что-то для себя знакомое. Получилась редкая драма взросления, но тем не менее не единственная этого года. Андрей Зайцев также представил в этом направлении свою замечательную картину «14+». Как будто возрождение юношеского кино, что очень приятно. А то отечественный кинематограф чуть ли не двадцать лет не позволял подростку наблюдать за собой, и взрослые говорили, мол, ему это и неинтересно, и решили опять всё за него. А потом сетуют на несамостоятельность молодёжи, чего я, впрочем, не замечала.
Не буду заниматься пересказом, в данном случае он был бы избыточен, ведь картина вся построена на ощущениях, на цвете, на ностальгии. Её смотришь не сколько глазами, сколько душой. Лето, детский лагерь, первая любовь — первая безответная любовь, первое страдание, первый эротический опыт, магический ритуал, чувства сопряжены, нервы оголены. Это не сама жизнь и даже не её подобие, поэтому так легко заплутать в собственных чувствах. Герою — не зрителю. Зритель как раз таки здесь точно не растеряется. Мне так понравилось ощущение эротизма, не физиологизма, как часто демонстрируют мир подростков, гормональных животных, не сколько чувствующих, сколько желающих. Здесь же желание — мечта, несбыточная, далёкая, окутанная страхом. Подросток ещё боится лишиться привилегий детства, предчувствуя, как ещё недолго продлится эта чудесная неопределённость. На контрасте с их эротизированным обострённым, но всё ещё целомудренным миром, взрослые (вожатые) симулиют близость сексом и не находят того, чего искали. Эдакая подмена. Мы так страстно хотим, чтобы нас любили, что забываем, что нужно любить в ответ. Мы, взрослые. Хоть сколько-нибудь взрослые, но уже попавшие в эту западню.
Вот думаю, что птичка, которая в фильме таки появляется, своего рода дань «Зеркалу» Тарковского, даже не то что бы самой картине, а её исповедальному началу в предчувствии конца. Ведь всем нам когда-то было четырнадцать, а тут вожатый так пронзительно поёт под гитару, и звёзды сияют сапфировым блеском над головой…
8 из 10