Как менялись «Звездные войны»Предлагая задумку «Звездных войн» на рассмотрение руководству студии 20 Век Фокс в первой трети 70-х годов прошлого века, Джордж Лукас четко осознавал, что ему придется совершить настоящую революцию в создании специальных эффектов, так как опрометчивые решения голливудских боссов привели к тому, что большая часть специальных лабораторий, превращающих фильмы в удивительные фантазии, была попросту распущена. Оттачивая каждую страницу сценария фильма до идеальных пропорций, постановщик насыщал «Звездные войны» огромным количеством всевозможных нюансов, над которыми было необходимо нешуточно потрудится, ведь зарождающаяся история не имела ничего общего с нашей Галактикой, а перебрасывала действие к далеким космическим далям, где физические законы Солнечной системы претерпели кардинальное преобразования. Получив долгожданное подтверждение, одобряющее начало съемочного процесса, Лукас самолично организовал компанию ILM, набрав в нее лучших из возможных специалистов по созданию визуальных и практичных эффектов, фактически с чистого листа возрождая фантастический кинематограф в былом величии. Используя личные накопления, творец «Звездных войн» не боялся вкладывать их без остатка, дабы довести зародившуюся в его голове идею до феерического окончания, однако мечты — это одно, а имеющая данность — совсем другое.
Съемочный процесс «Звездных войн» оказался невероятно трудоемким и непредсказуемым. Не имея возможности снимать картину исключительно в павильонах, команда Джорджа Лукаса была вынуждена колесить по миру, дабы в условиях дикой природы воссоздавать диковинные инопланетные пейзажи, выстраивать необычайные здания и запускать в кадр преобразованных животных, коих на Земле мы бы никогда не увидели. Сложности сопутствовали «Звездным войнам» не только в условиях полевых съемок, но и в недрах ILM, где создавались эффекты совершенно нового типа, ранее невиданные ни одним зрителям. Джордж Лукас дал понять своим сотрудникам, что ему совершенно неинтересно использовать нитки и прочую сомнительную бутафорию, которую невозможно скрыть никакими ухищрениями. Ему было необходимо, чтобы аудитория поверила в то, что космические корабли на экране взаправду могут летать, а световые мечи исходят из рукояти, будучи законченными лучами, не уходящими в бесконечность. С высоты прошедших лет кажется, что все эти мелочи легко повторить даже в гаражных условиях, однако в 70-х подобные желания Лукаса казались чем-то из ряда вон выходящим. И все же несмотря на постоянные недоработки, ошибки и фабричные катастрофы, кудесники ILM смогли оправдать веру своего начальника, выдав ему воистину бесподобные кадры, абсолютно заслуженно получившие премию «Оскар».
Только лишь выйдя на экраны «Звездные войны» поразили аудиторию уникальной правдоподобностью, которой фантастическое кино никогда не обладало. Однако сам Джордж Лукас откровенничал, что ему удалось исполнить всего 30-40 процентов из того, что было изначально задумано. Известно, что даже за считанные часы до первого показа фильма режиссер вносил правки в копии, улучшая качество изображения и звука. Стремясь к совершенству, Лукас не окончил работу над «Звездными войнами» даже после того, как они разлетелись по миру в формате домашнего видео и были известны увлеченным поклонникам, словно свои пять пальцев. Правки оригинального фильма зародившейся франшизы продолжились и перед выходом следующего Эпизода Саги, «Империя наносит ответный удар». История галактического противостояния Альянса Повстанцев с Империей начала приобретать объем, расширяться и преобразовываться, от чего классические «Звездные войны» приобрели подзаголовок «Новая надежда». Следующие корректировки самого известного фантастического фильма за всю эпоху кино произошли уже к двадцатилетию выхода «Звездных войн» на экраны, когда Джордж Лукас уже имел на руках инструменты компьютерной магии, позволяющие переосмыслить целые сцены, прорисовать в хорошо знакомых моментах свежие откровения и совершать прочие мелочи, способные придать старинной истории необыкновенное видение.
Специальное издание «Звездных войн» было выпущено в кинотеатрах и собрало внушительную кассу, так как зрители успели соскучиться по любимой истории, тем более представленной в обновленном виде. Но если вы подумали, что на этом работа Джорджа Лукаса над изменениями уже снятой Саги окончились, то вы жестоко ошибаетесь. Приступив к работе над Трилогией приквелов, постановщик не забыл о том, что единожды написанную картину можно совершенствовать до самой бесконечности. И всего последующие шаги на ниве преобразования оригинального фильма были собраны в едином короткометражном фильме Петра «Харми» Хармачека «Star Wars: Despecialized Edition Remastered V2,5, Introducing the Sources». Независимый чешский постановщик, издавна увлеченный «Звездными войнами», собрал весьма внушительный материал, дополненный конструктивными закадровыми рассуждениями, и показал, каким образом менялись всем известные моменты, сцены, ситуации. Хармачек опустил мимо внимания кинотеатральные правки Джорджа Лукаса, оставив во внимании переиздание Саги на цифровых видео-носителях, обеспечившее студию Lucasfilm не меньшей прибылью, нежели выпуск фильмов на больших экранах.
Исследуя путь «Звездных войн» от DVD к BluRay Хармачек наглядно показывает нам, что именно менялось в визуальном достоянии самого первого фильма, снятого в 1977 непосредственно самим Джорджем Лукасом. Перед нашими глазами раскрываются неожиданные факты, на которые мы могли не обратить никакого внимания, однако когда смотришь откровения «Star Wars: Despecialized Edition Remastered V2,5, Introducing the Sources» то понимаешь, что неоднократное переиздание «Звездных войн» было выполнено неспроста. Под руководством специального отдела ILM была изменена передача цветов, лазерные выстрелы приобрели насыщенную структуру и даже вступительные титры фильма, извещающие зрителя о том, что действие разворачивается в Далекой-далекой Галактики, претерпели серьезную корректировку. Петр Хармачек постарался не оставить за пределами внимания ни единого измененного кадра, так как «Звездные войны» уже давно превратились в современную мифологию, выходящую за рамки обыкновенного развлекательного фильма. А потому и поклонникам Саги, и техническим мастерам, собственноручно улучшающим качество зрелищного кинематографа, будет нелишним ознакомится с изысканиями чешского постановщика.
В итоге хочу сказать, что «Star Wars: Despecialized Edition Remastered V2,5, Introducing the Sources», это обаятельный и не утомительный экскурс в постоянно изменяющийся облик оригинальных «Звездных войн». Стараниями Петра Хармачека были собраны многочисленные материалы, наглядно демонстрирующие чудеса технологического процесса и я не могу пожелать вам ничего иного, кроме как самого приятного просмотра, позволяющего проникнуть за кулисы тайных секретов кинопроизводства.
8 из 10