«Правда» Вронского. Впервые на экране.Новую экранизацию литературной классики, а тем более такого «канонического» текста, как «Анна Каренина», зрители обычно воспринимают если не с предубеждением, то, по крайней мере, настороженно. Сериал «Анна Каренина» 2017 года издания я начал смотреть случайно и с третьей серии, заранее критически сравнивая с предыдущими версиями, и не предполагая, что досмотрю до конца. В итоге, с третьей по восьмую серии просмотрел неотрывно, за три вечера, а первые две - в ночное время в интернет повторе. Фильм не просто понравился, но во многом совпал с моим восприятием главной линии романа. Отчасти поэтому, но в большей степени из-за обилия отрицательных и несправедливых отзывов, впервые решился на публичное выражение благодарности авторам фильма - и режиссеру К. Шахназарову и исполнителям главных ролей – Е. Боярской и М. Матвееву.
Благодаря неожиданному, совсем «неканоническому» взгляду (но не противоречащему гениальному первоисточнику) и добавленному оригинальному сюжету (события через 30 лет после окончания действия в романе) авторы рассказали не только историю Анны Карениной и ее взаимоотношений с Вронским и Карениным, но и историю Вронского («история Вронского» - подзаголовок фильма). Его «правду о любви», как он формулирует повзрослевшему до около 40 лет сыну Анны в придуманном сценаристами разговоре-воспоминании. Впервые любовь и история Вронского равнозначны любви и истории Анны. Его беда и неискупленная вина (с его точки зрения) в том, что он не сумел предотвратить трагедию, созданную не столько обстоятельствами, сколько всепоглощающей, требовательной любовью/страстью и характером Анны.
Анна в исполнении Боярской ожидаемо очень красива, но в начале фильма (как и в начале романа) она еще очень обаятельна, разумна и уверенно спокойна. Ее жизнь устроено хорошо и надежно (она жена добродетельного, умного человека и счастливая мать), она существует в полном и обоюдном согласии с обществом, ее окружающим. Добрым участием и умным словом ей удается уладить конфликт в семье брата и убедить Долли простить и принять Стиву обратно. Все меняется после встречи с Вронским. Любовь/страсть (и меньшей степени обстоятельства, которые не были столь непреодолимы) делает ее другой женщиной – истеричной, эгоистичной и абсолютно невосприимчивой к голосу разума (и разума любимого Вронского и нелюбимого Каренина). Боярская органично играет эту перемену, и, несмотря на ожидаемый зрителями смертельный финал, ее героиня в состоянии постоянного надрыва, беспочвенной ревности и поиска виноватых в лице единственного любимого человека, перестает вызывать сочувствие. Глядя на нее понятно, почему Вронский, искренне любящий ее, добрый и порядочный человек, все-таки не выдерживает испытания, и почему выход для Анны только один – самоубийственный и трагичный.
Линия Вронского продолжена на 30 лет вперед. Даже не до Балканской войны, куда он отправляется в последнее части романа, а до далекой русско-японской - уже в новом XX веке. Несмотря на очевидные искусственные допущения – не гибель ищущего смерти Вронского на Балканах, смерть дочери и фантастическая встреча с сыном Анны – в этот сюжет можно поверить, в первую очередь потому, что он очень интересен для раскрытия «правды» Вронского. Постаревший Вронский в исполнении «состаренного» Матвеева оказался более обаятелен, чем молодой красавец, гвардейский офицер в начале фильма. И это придает «его правде» больше убедительности. Все 30 лет после смерти Анны он продолжал жить их любовью – главным, что состоялось в его жизни («она не отпускает меня» - говорит он Сергею Каренину). Вронский запоздало завершает свою жизнь, почти также самоубийственно, как и Анна. Он отправляет из окружаемой японцами деревни приготовленную для него (раненого полковника генерального штаба) коляску с полюбившейся китайской девочкой и уходит погибать в безнадежном бою («в плен я не попаду» - успокаивает он Сергея Каренина). В последние минуты он вспоминает вокзал, освещенный лучами зимнего утреннего солнца, – место их первой встречи с Анной, навсегда соединившей их, и разделившей их жизнь на «до» и «после».
Рассказ Вронского встречает, если не оправдание, то, хотя бы, понимание, со стороны единственного и главного слушателя - сына Анны. Отношение Сергея Каренина к Вронскому меняется по ходу рассказа. В начале он не скрывает своей неприязни (открыто говорит, что даже собирался убить Вронского, считая его виновником смерти матери и распада семьи), а в конце – пытается уговорить уехать из окружения и избежать смерти. Отговорить не удалось – Вронский рассказал все, что накопилось в его душе, и был свободен для финала своей истории.
Несколько слов критикам фильма, убежденным, что «Боярская хуже Самойловой», «Матвеева нельзя сравнивать с Лановым» и т.д. Я достаточно не молод, чтобы помнить некоторые отзывы старшего поколения нашей семьи о фильме С. Зархи 1967 г. – «Самойловой далеко до Тарасовой», «Лановой не Массальский», «красота Самойловой не аристократична» и т.д. Все это напоминает разговоры, отсылающие нас еще к Египетским пирамидам о том, что молодежь стала гораздо хуже, чем в «наше время». Правда не в том, что Боярская и Матвеев хуже или лучше предыдущих исполнителей – они другие и фильм другой. Важны не конкретные фамилии актеров, а то, что фильм рождает сопереживание и интерес к рассказанной истории и ее героям. Именно благодаря этому зритель, посмотрев кино, задумывается о самом главном – о жизни, любви и смерти.
От зрителя, не кинокритика
8 из 10