Анна Каренина: новый взглядЭтой весной Карен Георгиевич Шахназаров, один из лучших российских режиссёров таки выпустил своё прочтение романа классика нашей литературы. Его 'Анна Каренина' вышла в двух версиях; сериала и фильма. Уже здесь возникает вопрос, почему нельзя было выпустить одно из двух, зачем надо было выпускать две версии ленты? Но не будем укорять мэтра. В этой рецензии я не буду сравнивать 'Каренину' Шахназарова, с 'Карениной' Соловьёва и тем более с Карениной Зархи.
Стоит заметить, что Шахназаров снял не точную экранизацию, а новое прочтение. Добавив сюжетную линию, основанную на биографической повести Вересаева 'На японской войне', Карен Георгиевич показал, что хочет прочитать бессмертный роман Толстого по своему. С одной стороны, эта концепция имеет право на существование. С другой - эта линия кажется совершенно лишней, так как вспоминается 'Солнечный удар' Михалкова (который несмотря на некоторые недостатки, мне понравился). Неясно, что хотел экранизировать Никита Сергеевич, то ли 'Солнечный удар', то ли 'Окаянные дни' Бунина, но в итоге картина вышла в некоторой степени сумбурной.
Экранизация Шахназарова оказалась просто красивой картинкой, с большим бюджетом, где роман оказался объяснён достаточно поверхностно. Например отсутствуют такие персонажи как Левин и Китти. Это конечно, не главные герои с точки зрения сюжета, но они во многом позволяют понять идею романа. Левин персонаж хорошо смотрящийся на контрасте с остальными героями романа. Убрать Левина из повествования, это тоже самое, что убрать Илью Ростова или Пьера Безухова из 'Войны и мира'. Нарушится вся композиция Отмечу из плюсов, что отношение высшего света к Анне показано точно и передаёт всё ханжество и лицемерие высшего света. Разговор Карениной с Долли передан почти слово в слово. Эта сцена позволяет понять сущность брака. По сути Толстой исследовал такое понятие, как брак. И изобразил все отношения в обществе (читай: дворянском), которое наблюдал.
Что касается актёров. Актёрская игра вызвала смешанные чувства. С одной стороны, Лиза Боярская - полный провал. Кокетство, одинаковое выражение лица во многих сценах, постоянное переигрывание. Её попытки сыграть драматически, ничего кроме станиславского 'Не верю!', не вызывают.
Что касается её мужа Максима Матвеева, он сыграл чуть получше, но во многих сценах, его игра была тоже довольно невыразительна. Складывается впечатление, что Матвеева и Боярскую взяли, лишь потому, что они муж и жена.
Каренин в исполнении Виталия Кищенко, пожалуй самый сильный образ в данной ленте. По-моему, Каренин здесь, именно такой какой он был у Толстого. Холодный, местами суровый, сдержанный на эмоции, именно таким он описан у Толстого (по некоторой информации, прототипом Каренина был Константин Петрович Победоносцев). Каренин кажется, каким-то злым человеком, но на самом деле, его суровость к Анне вызвана тем, что с её изменой рухнули все его сердечные чувства. Остальные актёры сыграли вполне нормально. Я бы выделил Долли сыгранную Викторией Исаковой.
Надо сказать, что выдающимся достоинством сериала, несмотря на многие минусы, стало высокое качество фильма. Потому что несмотря на телеформат, это настоящее качественно сделанное кино.
Но увы, как и в 'Викинге', качество картинки заслонило суть. Это увы проблема нашего кино.
P.S: Со времён 'Исчезнувшей империи', последние фильмы Шахназарова были не очень удачны. 'Палата №6'вышла крайне унылой, 'Белый тигр' оказался помесью военной драмы с элементами мистики, которая оказалась банальной
P.P.S: Вообще последние экранизации 'Карениной' оказались неудачными. Фильм Соловьёва, провалился из-за режиссуры и связи, со второй 'Ассой'.
4 из 10