Толстой самодостаточен, не надо его улучшатьДосмотрела сериал. Через силу досмотрела — надо же было узнать, чем все это закончится.
Ну, что сказать? После просмотра осталось ощущение глубокого разочарования и недоумения. Непонятно, что сподвигло хорошего режиссера, известного по многим качественным фильмам, перенести на экран лучший, по словам Достоевского, роман 19-го века с такими искажениями, изъятиями, и неоправданными, на мой взгляд, вставками. Толстой самодостаточен и не нуждается в улучшении.
Во-первых, непонятно, как можно было выкинуть при экранизации такую важную линию романа, как линию Кити и Левина. В Левине, как известно, присутствуют черты самого Толстого. История Кити — весьма непростая и поучительная история. После того, как ее оставил Вронский, Кити серьезно заболела и ее отвезли лечиться на воды, где она познакомилась с замечательной девушкой Варенькой, для которой любить людей и помогать им было так же естественно, как дышать. Общение с Варенькой очень повлияло на Кити, способствовало духовному перевороту в ней, некому преображению. Возвратившись домой, вновь встретившись с Левиным, которому ранее Кити ответила отказом на просьбу выйти за него замуж, она дала согласие на брак. Описание их отношений в развитии, роль чуткой и мудрой Кити в построении семьи с Левиным, в сглаживании шероховатостей, неизбежных при сложном характере мужа, идет как бы параллелью к описанию развития отношений Анны и Вронского. Анна, поддавшись соблазну, оставив мужа, в итоге всех сделала несчастными: и сына Сережу, и Каренина, который был, в общем-то, достаточно благороден, чтобы простить Анне измену (а впоследствии взять к себе дочь ее и Вронского, которую он полюбил, как свою), и свою дочь, которую она не любила, и Вронского, которого она извела ревностью и подозрениями.
Кроме того, в романе Толстого Анна пристрастилась к морфину, и ее поведение в последний период жизни объяснялось в значительной степени этим обстоятельством.
Что у Шахназарова? Невыразительная игра Матвеева в роли Вронского; Боярская, не имеющая ничего общего с Анной в романе Толстого, не сумевшая показать всю трагедию своей героини — ее истоки и развитие; невнятный Каренин. Нет того нерва, той натянутой струны, которая ощущается при чтении романа. Смотреть было скучно. Эпизод, где Анна занимается инженерными расчетами вентиляции в строящейся больнице, честно говоря, вызывает смех, настолько он нелеп. Или вот еще: непонятно, зачем режиссер придумал признание Долли Анне в том, что она завидует Анне, что надо было бы ей самой в свое время бросить мужа и жить, как хочется. Ну никак это не соотносится с образом кроткой Долли, Долли-наседки.
А уж сцены в Манчжурии… без конца появляющаяся на экране китайская девочка… Совсем непонятно, для чего это понадобилось режиссеру, чем это улучшило содержание романа?