Мораль сей басниПосмотрел сериал и после уже прочел несколько рецензий на него. Как хорошо, что не прочел их ранее просмотра, иначе, непременно не стал бы смотреть -- рецензии в основном отрицательные. До чего неумный зритель пошел...
Режиссера упрекают в отступлении от буквы текста, в преломленном, сосредоточенном на 'любовной линии' прочтении итд. И этим отлично выдают себя как неглубоких критиков, как буквалистов и любителей попкорна.
А ведь постановка даже излишне упрощенная. Ничего лишнего. 'Анна Каренина', друзья, -- это не история любви, не бунинский адюльтер и уж не современное 'мыло', точно. Граф Алексей Николаевич Толстой -- это писатель-моралист, имевший и соблюдавший не только кодекс поведения, но и развивший собственную религиозно-нравственную доктрину. Отчего, кстати, имел разногласия с Церковью, которая предала графа отлучению, в концов конце.
Когда читаешь или смотришь его произведения, этого положения не следует никак упускать из виду. Он харизмат, фанатик, отечественный наш протестант, едва-ли не сектант, если хотите: ведь было целое движение 'толстовцев' -- весьма сильное и до сих пор его идеи, ставшие нарицательным, как 'толстовские', отнюдь не изжиты обществом.
А вы хотели про любовь, про разбитые сердца, про красивые постельные сцены и воркование под 'солнцем влюбленных', то бишь луной? Ага, ага... Это, быть может, вы именно так и читаете и воспринимаете то что хочется, что привычно или что болит, как говорится. Но это, повторяю, не Бунин и не Чехов, это не Шолохов какой-нибудь. Толстому вообще плевать на любовь и чувства, вернее сказать, для него чувства, -- лишь инструмент для выражения идеи. А идеи-то у него именно моралистические, евангельские.
И в этом смысле, Шахназаров К. Г., великолепно передал всю пошлость эгоизма героини, всю его уродливую сущность. Любить без самопожертвования, без 'за други своя', без 'последнюю рубашку и кафтан', без ломания себя и своих чувств об колено -- это не любить вовсе, для Толстого; это равносильно ненависти. Поэтому именно Каренина в исполнении Боярской, судя опять-таки по рецензиям, многим антипатична, даже противна. И это правильно! Это именно то, чего и добивается от вас Толстой -- увидеть в ней, Карениной, -- мерзость, животное, поползшееся грехом отвратительное создание; исчадие ада, которую мчит демонический возница на инфернальной колеснице!
А что, разве Наташа Ростова, когда она увлеклась Анатолем Курагиным, так что забыла про честь и про совесть, про семью и про репутацию, про родных и про Бога, -- разве она прекрасна в этом у Толстого? Да нет же, но так же мерзка и отвратительна или, как минимум, жалка и пошла, как и Каренина. Весь нарисованный до этого облик живой, очаровательной, наивно-восторженной девочки, весь разлетается в хлам, когда она предает, бежит... И только когда лишь она излечивается от страсти, берет себя в руки, становится вновь разумной, человечной, матерью заботливой и женой, тогда лишь возвращается к ней шарм и прелесть.
Поэтому игра Боярской великолепна. Она просто на высоте. Так играть сцены ревности, истерии и прочие девиации -- значит глубоко понять героиню Толстого и замысел произведения. Для нее, Карениной, люди -- уже вполне себе вещи. Она манипулирует ими как хочется, пока уродливое 'эго' не разрастается настолько, что теряет всякие берега и совершенно уходит из под контроля: предала мужа, сына, потом и Вронского и дочь, и себя саму отправила под поезд. Пытаясь владеть людьми она не заметила, как потеряла власть над собой, своими эмоциями, желаниями, страстями...
Так что, Толстой -- старый, добрый моралист. Не забывайте об этом.
7 из 10