Нам не стоило это обсуждатьПро премьеру фильма «Остров Бергмана» не было сказано много в России, ведь фигура Бергмана имеет большую популярность за рубежом. Эта кинокартина осталась в тени нового Человека-паука и воскреснувшей из пепла Матрицы, за тенью кинематографических монстров 21 века. Но для людей, увлекающихся киноиндустрией, такую новинку нельзя было пропустить. Кинобиографию Мии Хансен-Лёв можно посмотреть на пальцах и действительно стоящих картин довольно мало, чтобы понять этого режиссёра. Несколько наград за прошлые фильмы и наконец-то выходит что-то стоящее, что приближает нас с внутренностями Мии, но отдаляет от понимания Бергмана. «Остров Бергмана» - эксцентрично-неоднозначная кинокартина, с постоянными метафорами и пресным привкусом великого режиссёра, который повлиял на создание фильма.
Сюжет фильма достаточно прост: пара режиссеров приезжают на родину гениального режиссера всех времен, где всю свою жизнь провёл Ингмар Бергман. Перед ними стоит задача-набраться вдохновения и наконец-то завершить свои пьесы, но постепенно они в творческом вымысле, а реальность начинает стираться. Пара теряется в своих сюжетах и начинает жить как герои со страниц своих пьес. Этот фильм статичен, действия очень редки, фильм похож на тягучую карамельную массу, которую тяжело жевать, да и продолжительно жевать не хочется. Это всего лишь интервал в творчестве супружеской жизни, в которую постепенно входят литературные привидения. На протяжении всего фильма главные герои ходят по острову и постепенно утопают в песках Бергмана, которые поглощают их все больше с каждым просмотром его кинокартин.
Вики Крипс в главной роли я увидела первый раз, хотя в эпизодических ролях видела довольно много. Никогда не считала ее умелой актрисой в области психологизмов и создания сильного эмоционального фона. Этот фильм не изменил мое мнение о ней. Она все то же привидение, которое прячется за более сильными актерами. Тим Рот ее пожирает своей необузданной актерской игрой, в которой каждый пинок земли уже вызывает отклик. Увидеть постаревшего Тим Рота в киноновинках под конец года я не ожидала, но роль кинематографиста, находящегося постоянно в себе, у него удалась. Фильм бы не притянул зрителя к своим истокам, если бы здесь была только природа, без второго составляющего - Тима Рота, этот фильм был бы программой о Швеции и ее островах, без острого ведущего и обилия фактов. Которых тоже было в этом фильме мало…
Сочность кадров и обилие света завораживают сознание и смотреть за сменой пейзажа намного интереснее, чем наблюдать за творческими муками главной героини. Остров Форё сам по себе имеет сильную энергетику и принуждает наши глаза засматриваться на шведские просторы и сильные морские прибои. В тени этой ванны природного безумия мельком проскальзывают фразы кинематографистов, мельком пробегают голые ножки главной героини, будто привидения, которым так и не дали возможность выйти на волю.
Само название фильма подталкивает зрителя к просмотру праздничной открытки, посвящённой Ингмару, но с каждой просмотренной секундой понимаешь, что это не так. В действительности Хансен-Лёв рисует не оммаж кино-гению, а создает многослойное платье, чтобы отделить женское восприятие мира в искусстве от грубоватой силы мужчины-творца. Неспешное взращивание женской зависти к творческому успеху мужа-единственный естественный ускоритель этого фильма, который помогает вникнуть в суть в творческое пространство двух абсолютно разных людей под одной крышей.
Через весь фильм проходит мысль, что два творца не могут ужиться в одном доме, их сюжеты сталкиваются и превращают их жизнь в бергмановские супружеские сцены. Может со мной много кто и не согласится, но легкого просмотра этой картины у меня не было и дело вовсе не в том, что смысловая нагрузка большая, таковой здесь нет. Вокруг героев атмосфера отчаяния, обыденности и уже давно потухших отношений начинает постепенно душить и только после титров удается получить глоточек воздуха. Фильмов с подобной атмосферой слишком много, чтобы выделить этой кинокартине хотя бы десятое место.
Если на что-то долго смотреть - станет интересно, к сожалению, этот фильм не про это. Интерес с каждой минутой не прибавляется, полусонное состояние, как и появилось в начале фильма, так и осталось. Если вы еще не знакомы с творчеством Бергмана, то с этой картины начинать не стоит и уж точно не заканчивать ваше с ним знакомство. Миа не дает наводки к внутреннему состоянию гениального режиссера, она лишь повторяет и так знакомые всем фразы, от которых в конце подташнивает. Она писала о себе, но так и не успела найти концовку. И зритель остался с призрачным, еле уловимым удушающим финалом. Зритель остаются с тягучим послевкусием горького многоточия, которое не скоро пропадет…
5 из 10