Мир глазами Ван ГогаВан Гог близок к концу своей жизни. Его картины не продаются, но он по-прежнему живёт только своим собственным искусством. Последний период творчества Винсента состоит из знаменитейших работ, которые визуализированы в фильме, заставляя знатоков полотен восклицать: «Это же «Спальня в Арле»! А это тот самый автопортрет!». Теодорус, младший брат Винсента и арт-дилер с юных лет, видит невероятную художественную ценность в работах непризнанного мастера. Тео в фильме выглядит куда более представительно и даже могущественнее, чем реальное лицо. В голову и не приходит, что герой британского актёра Руперта Френда окончит свою жизнь в сумасшедшем доме через несколько месяцев после смерти старшего брата.
Во множестве поздних работ Ван Гога заключены как яркие и тёплые цвета, так и ощущение безысходности. Он всеми силами стремится к солнечному свету из тёмных парижских кафе, где собираются художники. Однако гению препятствует враждебный мир, где его новаторскому мастерству нет места. Ван Гог в своей исступлённости так же близок к Богу и вечности, как и в любви к жёлтым солнечным лучам. Название фильма говорит о выходе за порог обыденности в невесомый мир, где с высоты вечности можно найти смысл в уродливых корнях деревьев, кипарисах, старых башмаках.
Сюжет сопровождается встречами художника с Полем Гогеном, врачами, «арлезианкой», пастором, солдатом. Винсент искренне делится своими переживаниями с ними, что наполняет фильм многочисленными рассуждениями и монологами о творчестве художника.
Уиллем Дефо превосходно передал и возвышенное состояние Ван Гога в Арле, и его страх перед видениями и помрачениями рассудка. Каждый по достоинству оценит его актёрскую работу, получившую награду на Венецианском фестивале.
Операторская работа может местами шокировать неподготовленного зрителя. Трясущаяся камера передаёт изображение в формате вспышек в сознании и памяти Ван Гога, мы видим мир его глазами. Размытость нижней границы кадра в некоторых сценах и повторения слов героев – эти и другие художественные решения смотрятся (и слышатся) странно. Поэтому зритель либо полностью погружается в мир гения, либо холодно воспринимает историю психической болезни.
Ходит множество слухов о том, что Винсент видел мир по-другому, то ли из-за одарённости, то ли из-за психического расстройства, то ли от абсента. Он растворился в вечности – и сейчас каждый знает хотя бы одну его картину, которые при его жизни в глаза называли уродливыми. Мог ли скромный и отчаявшийся художник помыслит не о парижском, а о мировом успехе и о ценности бухгалтерской книги с гравюрами?
7 из 10