Фильм приоткрывает отдельные аспекты жизни знаменитого художника Винсента Ван Гога: его любовь к живописи, мотивах его любви к живописи, мировоззрение, а также взаимоотношения с окружающими его людьми.
Хотя фильм полон ярких красок, свойственных полотнам художника, он в довольной степени пессимистичен, каким, впрочем, и был Ван Гог. Красота природы, людей, мира – жестким образом переплетались с крайней степенью нищеты и сумасшествия. Как раз последнему и уделена должная и самая яркая толика внимания, в которой Дефо показал себя с наилучшей стороны как актер.
Не зная отдельных фактов его биографии, но будучи знакомым на семинарах по культурологии с его работами вплоть до разбора сюжета картин, меня поразило, насколько несчастным был этот человек. В эпоху XIX века психически больных людей лечили самым что ни есть варварским способом – обливание ледяной водой головы при условии полной неподвижности, прогулки до мозолей на ногах по свежему воздуху и другие не показанные в фильме методы. Будь жив он сейчас, его страдания, безусловно, были бы облегчены, но смогли бы мы наблюдать эти крупные мазки на холсте поверх других крупных мазков, переплетение красок, сюжет, в итоге рождающий шедевр? Вряд ли.
Ван Гог был обречен родиться великим художником, стать первооткрывателем нового направления в живописи и рисовать всю жизнь, так и не став в достаточной степени популярным.
Его разговор со священником в финале – это итоги, которые он подводит под своими работами, приводя в пример цитаты из Евангелия и малоизвестные факты, сейчас плотно сокрытые в архивах Ватикана.
Жаль, что многие люди знают его лишь как художника, отрезавшего себе ухо. «На пороге вечности» определенно может помочь расширить кругозор и узнать о Ван Гоге практически все, что нужно знать. Два часа фильма пролетают за один миг, а в конце понимаешь – лучше Дефо никто бы этой роли не исполнил, а лучшей биографической постановки, переплетающей факты с мировоззрением, и не было создано за все время существования кино.