Ван Гог. На пороге вечностиВинсент Ван Гог определенно один из самых
известных художников за всю историю, а судьба нидерландского гения была очень и очень трагична. Казалось бы, идеальное сочетание для производства стандартного голливудского байопика (возможно, так и было в предыдущих попытках), но не в этот раз.
Режиссером картины выступил
Джулиан Шнабель – художник-неоэкспрессионист, а с 1996 года еще и режиссер. Его дебютная картина повествовала о Жане-Мишеле Баския, трагично известном художнике, который сотрудничал с Энди Уорхоллом и вместе с Джулианом Шнабелем стоял у истоков неоэкспрессионизма. И если
«Баския» был талантливым дебютом и скорбью по другу, то «На пороге вечности» - это уже
крепкая работа известного режиссера, посвященная своему кумиру, но по-прежнему такая же
личная и интимная.
Сюжет рассказывает о периоде жизни Ван Гога с момента, когда он переезжает в Арль и до его смерти, то есть о последних годах его жизни. Однако, сразу хочу отметить, что треть фильма мы будем смотреть как Уиллем Дэфо в роли Винсента будет ходить по живописным местам, искать натуру и рисовать. Но это совсем не скучно!
Во-первых,
Уиллем Дэфо в роли Ван Гога бесподобен. Есть такая стандартная дежурная фраза об очень хорошей игре актера, что он не сыграл ее, а прожил. Вот тут она идеально подходит. И вроде бы Дэфо не походит совсем на Ван Гога, и нет никакого грима скрывающего этот факт, и разница в годах у них значительная (62-летний Дэфо играет 37-летнего Ван Гога), но ты смотришь фильм, и нет никаких сомнений, что это
самый настоящий Винсент Ван Гог.
Во-вторых,
натурные места невероятно прекрасны. Как им такими не быть, ведь съемки фильма проходили именно в тех местах, где жил и писал свои картины Ван Гог. Здорово, что они остались такими же, как и 130 лет назад.
В-третьих, потрясающая техническая часть. Отличная колористика картины, особенно когда светлый яркий день, кадр так и полнится воздухом, свежестью и жизнью. Интересная операторская работа (Бенуа Деломм), к которой нужно будет привыкнуть, так как много близких планов, камера всегда в движении, принимает странные ракурсы, подчеркивая душевную неуравновешенность художника. Часто будут эпизоды снятые через
желтую линзу – любимый цвет Ван Гога, но так же символизирующий сумасшествие.
В-четвертых, это очень
талантливый саундтрек, который подчеркивает фильм, идеально его дополняет. Композитором выступила
Татьяна Лисовская и это ее дебют. Выше всяких похвал.
В фильме
отличные диалоги, в которых раскрываются вопросы об искусстве, эволюции искусства, о прекрасном и безобразном, о роли художника, его предназначении. Один из самых запоминающихся диалогов будет у Винсента Ван Гога с священнослужителем в исполнении Мадса Миккельсена, в котором Ван Гог размышляет на тему, что его творчество для людей, который еще не родились. Очень мощно и трогательно.
Актеры второго плана все отличные. И Мадс Миккельсен, и ОскарАйзек (Поль Гоген), Руперт Френд (Тео) и Эмманюэль Сенье (мадам Жину). Очень симпатично смотрелся в эпизодичной роли Матье Амальрик, сыгравший доктора Гаше.
Таким образом, перед нами
авторское полотно Джулиана Шнабеля, который с большой любовью пишет портрет своего кумира.
Уиллем Дэфо играет одну из лучших своих ролей,
потрясающий артист. Фильм может быть слегка медитативным, неспешным, но смотреть его одно
удовольствие, благодаря актерской игре, музыке, технической части фильма. Думаю, что эстетика и мысли фильма должны многим запасть в душу и сердце, точно так же как и творчество самого
Винсента Ван Гога.
9 из 10