Бледный огоньИнтересная картина картина интересного режиссера с интересной формой. Содерберг-любитель-экспериментов продолжает радовать довольно хорошими работами. И “Unsane” как раза такая. Но я не могу сказать более — она просто хорошая.
Как определял жанр Фрейлих — это условность. В этой условности и работает режиссер, подчиняя ей все происходящее на экране. Жанр фильма, который определен как хоррор, во многом показывает отношение автора к проблемам, что поднимаются в фильме. Жанр показывает его взгляд на эти темы и их состояние. И тут поднимается несколько основных проблем: проблема самосознания, проблема нормальности, проблема влияния капитализма, проблема положения женщины в обществе, влияние либерализации медицины, проблема гаджетов.
Последняя из проблем во многом раскрывается благодаря форме самого фильма — он снят на айфон. И камера смартфона тут полноправный персонаж, который следит на происходящим как будто исподтишка, как многие героя фильма посмотоянно смотрят в глазки, в маленькие окошки, в разрезы между жалюзи. В гаджеты можно спрятаться, окунуться в облако, наслаждаться одиночеством, забивая пустоту соц сетями, но так же можно потеряться, потерять восприятие окружающей среды; а так же благодаря сливу Сноудена, мир узнал, что через них за людьми можно следить. И все эти моменты играют большую роль для всего восприятия “Unsane”, если помнить орудие, на которое производилась съемка — и тут легко увидеть то сплетение, взаимовлияние, взаимосоздание и неделимость формы и содержания, о которых говорила Сонтаг.
Проблемы нормальности во многом отходит в сторону вопроса “что такое норма?”. И на него во многом ответил Мэттисон в своем романе “Я — легенда”, где главный герой осознает в самом конце, что монстры не они, а он; потому что нормальность определяется большинством, масса, размывая различия и дефекты, определяет норму, которая далеко не всегда благоприятна и имеет что-либо общее с действительной нормой, которой, возможно, даже и нет. И так же вспоминается подход к идеологии и вере Жижека, который хорошо описал веру через Санта Клауса: родители не верят в него, но делают вид, что верят, ибо думают, что ребенок верит, а им хочется сделать ему приятное; а ребенок в свою очередь так же не верит, но думает, что родители считают обратное, и он может получить побольше подарков — то есть для существования веры не обязательно в нее верить, достаточно того, чтобы человек верил, что кто-то верит. Так и тут, чем дальше идет главная героиня, чем дальше развивается сюжет, чем страннее кажется ее поведение со стороны, зритель, да и сама героиня, начинает все больше сомневаться в ее здравом уме.
Проблема либерализации медицины заключается в том, что каждое отклонение, даже самые маленькие, все больше становятся объектом лечения: им дают названия, начинают выпускать таблетки, который люди покупают, желая избавиться от недостатков, хотя таковых по сути и нет. Поэтому многие люди во многих странах становятся просто одержанными на таблетках и лечениях, а любую проблему, которая может быть уже даже осознана, как в фильме, которая не нуждается в каком-либо серьезном лечение, а в простом диалоге, начинают целить. А фармакология процветает — деньги бегут.
Отсюда вытекает уже проблема капитализма, когда на протяжении всего сюжета Нейт, товарищ по несчастью Сойер, говорит про махинации со страховкой: любого человека можно объявить сумасшедшим, засадить в клинику и высасывать деньги из страховки. Такая власть появляется за счет мощи капитала данной сферы, которая порабощает людей и проводить экзекуции на подобии “Процесса” Кафки, который навязчивым образом долбит в затылок при просмотре “Unsane”.
Новый фильм Содерберга действительно интересен. Хорошая игра с давно изученным жанром, без каких-либо новаций и прорывов он изучает насущные проблемы, давая им окрас ужаса. Фильм достоен просмотра. Его смотреть приятно, ибо технически он сделан без изъянов: местами крайне любопытный монтаж, картинка радует глаз, особенность камеры айфона дает о себе знать в не в плохом смысле этого словосочетания, а музыка создает отличную атмосферу психологического фильма-ужасов. Множество отсылок к различным фильмам классики, отсылки к литературе — в картине при желании можно покататься и нарыть много всего.
Но ожидать от фильма чего-то groundbreaking не стоит. Это отлично смастеренная картина, но не более.