– Ницше и тестостерон в подростке – это опасное сочетание.
Известная пословица утверждает, что в тихом омуте черти водятся, ну а коль скоро фильм канадский, то можно вспомнить и англоязычный аналог, звучащий как «beware of a silent dog and still water». Про тихонь-отличников-маньяков снято столько фильмов, что при виде школьного ботаника поневоле остерегаешься его злить – мало ли, какие там легионы рогатых таятся в этой умной голове. Если такой захочет убить, то хвосты заметет так, что потом век не сыскать. Ну, или устроит второй «Колумбайн», перестреляв одноклассников и покончив с собой – за такими примерами далеко ходить не надо.
В главном фокусе ленты практически дебютанта Рэя Сюэ – четверо таких вот умных, дальновидных подростков со своеобразными представлениями о внешкольной активности. В то время как другие занимаются черлидингом, играют в шахматы и ходят на факультативы, они собираются в какой-нибудь лаборатории под предлогом совместного проекта и начинают обсуждать очередное жестокое убийство. Они ощущают азарт и возбуждение, планируя преступление в мельчайших деталях, шпионя за наперед примеченной жертвой и выискивая информацию о банковских счетах, друзьях, хобби… Им хочется, чтобы всё было разыграно, как по нотам, однако и без удачной импровизации дело не обходится. Два родных брата – сыновья полицейского, девушка одного из них – сирота при живых родителях, да еще одна тихоня-балерина из хорошей, любящей семьи – вот такая преступная группировка. Разве в них заподозришь маньяка, пугающего весь город?
Фильм представляет собой классический триллер с полным отсутствием юмора (если хочется чего-то похожего, но смешного, то советую вышедшие годом позже «Внеклассные занятия») и тягучей атмосферой, которую поддерживают как нуаровый видеоряд, так и заунывная музыка. Режиссер не выходит за рамки жанра, не ударяется в китч… в общем, не делает ничего плохого и вместе с тем – ничего выдающегося. «Убойную домашку» нельзя назвать страшной в том смысле, в каком страшными являются «Райское озеро» или «Забавные игры» – здесь нет такого явного и ужасающего элемента естественности. Но зато сценарий пытается хотя бы частично ответить на вопрос о первоистоках звериной жестокости, порой просыпающейся в подростках, которые всего-то пару лет назад были забавными пухлощекими пятиклашками. Иногда неустойчивой психике требуется лишь небольшой толчок – недостаток теплоты со стороны родителей или по-своему истолкованный Ницше. Не зря в истории подчеркивается, что единственная девочка из компании, у которой есть и любящие мать с отцом, и личная жизнь, и заманчивые перспективы, пытается бороться с собственной агрессией.
Итог. Картину стоит смотреть тем, кто интересуется анатомией и психологией подростковых преступлений, а для широкого круга зрителей она всё-таки скучновата.