Мерзость. Неприязнь. Отторжение. Восхищение.«Подлинная история банды Келли». Иронично, но с самого начала никто и не собирается утверждать, что перед нами — истина. Истина должна быть чистой и безукоризненной, поэтому в большинстве случаев она доступна только глазам и только однажды. Все попытки её пересказать, изложить на листе бумаги или показать любым доступным способом закончатся провалом. Истинная ложь — вот, что нам достается при просмотре двухчасовой биографии, и зритель может (и должен) быть благодарен за шанс увидеть
свою правду сквозь маленькое отверстие в стене, которая была воздвигнута на материнской любви, бедности и крови.
Нед Келли — имя, пуленепробиваемое, как броня Монитора. Австралийский разбойник, «Робин Гуд», грабитель и головорез, герой и легенда. Сумасшедший. Говорить о нём можно часами, да не каждый осмелится. Личность, чья история колеблется между правдой и вымыслом. Думаю, обо всех настоящих событиях лучше узнать другим путём, не затрагивая этот фильм, но если хочется вблизи рассмотреть начавшееся с раннего детства разрушение такого громкого, многогранного человека — режиссер Джастин Курзель вежливо откроет вам дверь, чтобы впустить в мир безумца, который так же вежливо направит дуло револьвера прямо в лицо.
Это некомфортное кино, и здесь всё его очарование. Съёмка и пейзажи действуют, как взрывная смесь. Музыкальное сопровождение — будто тысяча лезвий: смычок виолончели ощутимо давит на горло. Под стук копыт и плач детей, совсем крошечных и уже обречённых, перед нами расцветает Мужчина, попробовавший смерть на вкус ещё будучи Мальчиком. Игра Джорджа Маккея выше всяких похвал, это его звёздный час — он словно коктейль Молотова в человеческом обличии. Образ Неда Келли дополнил его диковинную внешность и создал совершенно новую личность: нервную, отчаянную, лицо которой пропитано ужасом, а глаза — ещё большим безумием, скрывающимся за светлой радужкой.
Всё, начиная от способа повествования и заканчивая трясущейся камерой и мигающим светом, сравнимым с приступом эпилепсии, каждую секунду напоминает, что происходящее на экране рано или поздно приведёт только к одному исходу. Иначе быть не может. Не в этой стране, не в это время и точно не с этим человеком.
Стала бы я советовать к просмотру «историю банды Келли»? Определенно. Кому? Уже другой вопрос: очень немногим, на самом деле. Фильм совершенно не создан для массового зрителя, хотя в некоторых моментах и пытается таким быть. Этот факт не делает его ни лучше, ни хуже, зато будто наделяет историю дыханием и разрешает ей независимо существовать. Можно почувствовать, как закипает кровь, и внутренний зверь, одетый в платье и измазанный сажей, рвётся наружу. А можно всего лишь обзавестись головной болью и задаться вопросом «К чему это было?» во время завершающих титров.
Всё зависит от того, готовы ли вы запятнать руки чёрной кровью и с головой окунуться в грязь и несправедливость, способны ли рассмотреть всестороннюю трагедию в нескончаемых диалогах и лишённых здравого смысла действиях, и, самое главное, сможете ли понять и поверить в слова убийцы, который утверждает, что стать таковым — его судьба.
Гореть ему в аду, если он лжёт.
7 из 10