Аудиовизуальный анти-вестернКинокартина «Подлинная история банды Келли», вышедшая в отечественный прокат 27 февраля, на самом деле никакая не подлинная, и надо сказать спасибо режиссеру фильма за то, что он говорит об этом уже в первом экранном титре. Кстати, забавно, что в 1906 году вышла немая картина с точно таким же названием «Подлинная история банды Келли», которая считается первой полнометражной лентой в истории мирового кино. Впрочем, помимо стопроцентной правды, в этом анти-вестерне отсутствует и сама как таковая история легендарной австралийской банды разбойников. Картина Джастина Курзеля, прославившегося визионерским стильным «Макбетом», а затем сильно напортачившего при экранизации одноименной популярной компьютерной игры «Кредо Убийцы», выглядит фрагментарно и больше напоминает красочный видеоклип, где сюжет отходит на второй план. Зритель должен зацепившись взглядом за главные образы прочувствовать картину где-то в своем подсознании, увидеть ее внутренним взором.
Нэд Келли — австралийский Робин-Гуд, о котором еще при жизни было сложено немало легенд, прожил всего 25 лет, но успел за это время наворотить делов, что о нем и спустя 140 лет после смерти продолжают говорить и снимать фильмы. Впрочем, далеко не все считают его борцом с британскими колониальными властями, а называют обычным преступником с большой дороги и безжалостным убийцей (Нэд застрелил 16 полицейских). Вот и сам режиссер-австралиец, как складывается ощущение, не до конца определившийся, на чьей он стороне, подает нам историю об оголтелом и довольно глупом отморозке, которого, вроде как, и жизнь заставила переступить черту, но, вроде как, он и сам не против такого расклада. На другой стороне мы наблюдаем британскую власть в лице двух разных офицеров, которые, в общем-то, точно такое же отребье, только с жетоном. Поэтому понять и принять кого-либо из героев почти невозможно. Они все со скверной, все омерзительны и порочны. Мужчины сплошь убийцы, а женщины — шлюхи.
При всей маскулинности фильма, где фактурный, зачастую обнаженный по пояс Джордж Маккэй (Нэд Келли), которому не страшен ни снег, ни холод, наряду с самой природной жестокостью в лице Рассела Кроу (небольшая роль наставника молодого Нэда), и прочих суровых мужских образах с оружием в руках (Чарли Ханнэм, Николас Холт), ребята из банды Келли любят наряжаться в женские платья. Они это делают якобы для придания себе сумасшедшего вида при нападениях, но волей неволей задумываешься, что все не так однозначно. Правда, как это должно повлиять на раскрытие образов и что должен подумать сторонний наблюдатель не особо знакомый с фольклором Австралии, остается загадкой. Возможно на этом южном континенте, в самом низу классической географической карты, расположился настоящий ад, и теперь тут обитают люди, погрязшие во всевозможных грехах.
«Подлинная история банды Келли» своей жестокостью и декадентством рифмуется с недавней работой другого австралийского режиссера Дженнифер Кент «Соловей». И в той и в другой картине затрагиваются бесчинства британских офицеров, угнетающих, как сосланных каторжников, так и ни в чем не повинных или освободившихся переселенцев, а в «Соловье», говорится еще и о настоящем геноциде коренного населения. Во многом схожи и мотивы главных героев, среди которых месть и безысходность, а также схожа и атмосфера фильмов, с бескрайним мистическим лесом (в обеих картинах, пусть и по-разному, он внушает первобытный страх), в котором постепенно сходят с ума члены банды Келли. Но как бы там ни было, о национально-освободительных движениях, борющихся с произволом властей или о благородных грабителях, речи в них не идет. А в «Подлинной истории банды Келли» и вовсе видны лишь безумство, да шкурный интерес.
Поскольку Джастин Курзель снимал какую-то свою собственную историю, больше похожую на еще один миф, рассказанный подвыпившим аборигеном у ночного костра, то и объективную оценку дать этой картине совершенно невозможно, как и попытаться ее адекватно проанализировать. «Подлинная история банды Келли» привлекает аудиовизуальным нарративом, благодаря широкоугольной камере Эри Вегнер и отменной австралийской натуре, мощному музыкальному сопровождению от брата постановщика Джеда Курзеля и хорошему монтажу Ника Фентона. Фильм, будто спектакль, поделен на три части и вследствие немного инфернального финала, после выхода из кинотеатра остается легкое ощущение эйфории, которое начинает улетучиваться при попытках осмысления картины и постановки столь надоедливого вопроса: что же хотел сказать автор?!
7 из 10