Британский сноб я, год от года,
Не верю в фильмы «Кинофонда».
В дождливый вечер, в октябре
Я посмотрел фильм «Клубаре».
Я взял за моду: деньги, которые мог бы внести в кассу отечественного фильма, отправлять во фруктовую корзину своего рациона. Именно по этой причине я стал выглядеть увереннее и здоровее. Особенно, когда на волне своего физического самочувствия вступаю в привычную дискуссию о достоинствах и тенденциях французского кинематографа 20 века. Спасибо родному министерству культуры за заботу о моем оздоровлении.
Уже давно я потерял интерес к российскому кино. Оно прекратило поиски нового, застряв в пережевывании старого. Нескончаемый конвейер бройлерных фильмов про войну, пафосных комиксов про «времена былые» и спортивно-патриотических эпосов, обязательным приложением которых является громкое заключение об успешных финансовых сборах.
Неожиданно, что на этом фоне фильм «Клубаре» заявляет о попытке предъявления новой формы. Это не поиск нового сюжета, но всё же. Сценарий написан в стихах, что автоматически обрекает любую сюжетную линию на зумирование. И если в стандартном фильме все персонажи привычно подаются через тривиальный диалог или триалог, то в «Клубаре» смело обличаются хореи и ямбы, которые в своем свободном танце превращаются в логаэд и их уже не остановить.
В последнее время у режиссеров приобрела популярность привычка подчеркивать значимость своей работы упоминанием количества съемочных дней, переписанных сцен, переснятых дублей, потраченного времени, привлеченных сценаристов и вариантов самого сценария. Известно, что сценарий «Клубаре» писался 10 лет, добрая его половина «ушла в корзину», но этот факт создателями фильма не упоминается. Сами сцены и текст идут легко, будто не заучены, а проявляются спонтанно. От этого все происходящее на экране обретает эффемерное свойство, подобно пейзажам Тернера или Моне. Зритель ещё не успел освоить необычную рифму, как его уже увлекает следующий ритмический такт. В этом и состоит удивительное свойство настоящей поэзии, способной обладать неповторимой скоростью, проталкивающей смыслы вперед, что не позволяет занести зрителя-слушателя на обочину. Одним словом «Клубаре» - это монтаж и слово. Здесь нет тишины, дающей возможность подумать, поразмышлять, насладиться долгим планом и внутренними переживаниями героя. Фильм не претендует на модные маневры авторского кино. Все размышления запланированы на потом. «В начале было Слово…». В нынешнем своем структурном проявлении фильм приближается к архитектонике шекспировских пьес, где сюжетный акцент направлен исключительно на действие и форму слога. И, как настоящее литературное слово, фильм «Клубаре» не навязывает себя никому, мелькая в новостных лентах и рекламных блоках. Кино самодостаточно. По этой причине справки «годен» за кассовые сборы он ожидаемо не получит, шумного признания газетной критики тоже не будет. Фильму, где во главу угла поставлена презентация новой формы, ориентированной на зрителя, обладающего литературным вкусом и готового оценить пластичность рифм, не пристало заигрывать с обывателем и соперничать с форматными продуктами.
Автор сценария Олег Груз. Поэт, который мог бы вполне удачно вписаться в канву серебряного века, счастливая случайность свела нас сегодняшних с ним. Полна чудес донская земля, богата на поэтические формы.