Приготовьтесь! Сейчас вылетит клинический идиотизм…Антон Зенкович, верный оператор клана Андреасянов, в дебютном фильме гордо несёт знамя своих наставников, не отступая ни на шаг от правила «Снимай и не парься, всё равно ничего хорошего не выйдет». Сколько бы современные кинематографисты ни пытались поднять со дна отечественную индустрию хоррора, из года в год эта ниша продолжает выплёвывать из чрева либо очень средние работы, либо откровенно ужасающие (к сожалению, не в хорошем смысле ужасающие). Спасти жанр пока не представляется возможным.
Что мы наблюдаем здесь? Байка, взятая из старых книжек с подростковыми страшилками, на наших глазах обретает очертания ночного кошмара, который обычно снится более честным режиссёрам, когда они начинают очень в себе сомневаться или вообще перестают снимать кино. Зенкович неведомым образом умудряется воскресить в данном кошмаре всё то, что пугает при создании сюжета, настройке камеры или проведении кастинга. Каждая сцена, каждый кадр, каждое монтажное решение вызывают в тебе желание спрятаться – вон отсюда, прочь из халтуры, беги же, о, несчастный, эти двери не просто покажут тебе, КАК НЕ НАДО, эти двери рискнут напрочь лишить тебя уверенности в том, что нормальное кино вообще существует.
Давайте вникнем в суть истории. Есть старинный фотоаппарат-убийца (не смейте говорить мне, будто идея нова, на самом деле даже Стивеном Кингом она где-то уже была использована). Есть герои, лишь частично знакомые друг с другом (что за резон устраивать вечеринку с теми, с кем тебя совсем ничего не связывает, да ещё за городом, если это не какая-нибудь развратная оргия?). Бравые «овечки на заклание смерти» обладают всеми признаками отсутствия мышления (правильно, ведь естественный отбор сам собой не включится) и инстинкта самосохранения (там опасно – ура, пойду туда!). Также где-то на задворках затесался пьяный оператор – о нём, пожалуй, не будем. А, погодите-ка: это ведь сам Зенкович! Решил усидеть на двух стульях, но сломал оба.
Всё вышеперечисленное – это не краткий пересказ сюжета. Это ряд позорных триггеров, насилующих экранное время всеми возможными способами.
Авторам страшно хочется быть не хуже своих коллег из заграницы, только вот каким способом добиться подобного сравнения – не ясно. Придумать комплект изобретательных смертей? Можно, но недостаточно. Сварганить легенду о возникновении зла? Интересно, но не прописано как следует. Отсылки к тайне фотоаппарата выглядят как случайные находки, не имеющие особого смысла. На первый план всё равно вынесен карнавал трюков, основанный на том, кто, где, когда и как нажмёт злополучную кнопочку для выпуска наружу «птички». Объектив – это отдельный герой, и ему сопереживаешь больше, чем представителям молодёжи, забредшим в глухомань ради непонятных развлечений. Вот их не жалко совсем. Да и могут ли вызывать сочувствие персонажи, чьи характеры не прочерчены ни единым взмахом сценарного пера; чьи взаимодействия друг с другом или с опасностью вызывают недоумение в самой крайней степени; чьи реакции и поступки поистине уникальны по причине полного отсутствия продуманности и логичности? Боже, ребята, ну давайте потихоньку умирать, вы тут не нужны.
И ребята действительно умирают, но по отчаянной глупости, потому что никому из авторов не интересно исследовать ничего, кроме глупости, ведь она в данном случае должна привести к развлечению, которого… упс, не происходит! Нет у развлечения мотивации появляться там, где есть лишь идейная пустота. Даже в самом отвратительном виде развлечения всегда заложено хоть что-то, что способно удерживать зрителя, рассыпая его личное время на песочные осколки. Здесь – не дождётесь.
Абсолютное дилетантство Зенковича и его команды порождает откровенно ничтожную копирку жанра «слэшер», не способную составить даже малейшую конкуренцию другим фильмам, ведь если не видеть в животных на скотобойне ничего, кроме мяса, то в итоге процесс умерщвления окажется лишь рутиной, а что мы делаем с рутиной? Правильно, игнорируем. Никому не хочется заниматься делами, не представляющими интереса.
Если вы создаёте чересчур слабо прописанный сюжет, в котором помещаете горстку персонажей-идиотов в пространство и обстоятельства, не пригодные для выживания, но при этом отнимаете у них последнюю возможность адекватно противостоять возникающему на горизонте ужасу (давайте скажем честно – воруете у них мозги), то никакие дополнительные задумки вас не спасут. Вы не умеете снимать кино – так зачем снова и снова лезть туда, где не получится? Даже денежный интерес не оправдывает столь тщетного рвения, ведь в кинотеатры ходят не только идиоты. Не знали? Как жаль.
«Фото на память» - это то, что нужно забыть. Очередной плевок в лицо отечественному хоррору. Очередная попытка сделать хоть что-то, привнеся в это ноль. Очередное помешательство, не приводящее даже к безумию – только ко сну. Глубокому и тёмному сну, в чьих чертогах рождается лишь один вид кошмара – неспособность дать отпор деградации себя в отдельности и всего жанра в целом. Возможно ли вырваться оттуда? Всё возможно. Стоит только захотеть.
Но вы не хотите.
2 из 10