У мальчишек свои законы«У меня есть сердце, а у сердца — песня, а у песни — тайна, хочешь — отгадай».
Потрясающий фильм от первой до последней минуты. Сильный, жёсткий и предельно честный. Именно такой, каким должен быть фильм о военном поколении мальчишек, оставшихся без отцов и старших братьев, но при этом очень нуждавшихся в сильной мужской руке. На беду, такой «рукой» оказался Аркадий Резчиков по прозвищу «Аркан» (Сергей Соболев) — далеко не юный прохвост с замашками бандита. Сколотив «отряд» из разновозрастных пацанов, он руководил им с помощью «правой руки» — прихвостня по прозвищу «Хорёк» (Владимир Давыдов). Так бы и существовал этот суррогатный коллектив, если бы в городок не приехал демобилизованный из армии сын полка Костя Рудаков (Геннадий Воробьёв). На фоне воевавшего сверстника, праздно проводившее время мальчишки вдруг поняли, что их «организация» — это совсем не то, чего они ожидали.
А тут ещё главный герой Элик (Рифат Мусин) почувствовал сердечное влечение к девочке Нели (Нато Шенгелая). Попытался объясниться, но чужие слова, написанные собственной рукой, нисколько не задели чувств девочки. Напротив, в письме низкорослого «кавалера» Неля увидела для себя что-то оскорбительное. И Элик замкнулся, ушёл в себя, отстранился от дел «отряда», находя отдушину в общении с фронтовиком Костей Рудаковым. Что не осталось не замеченным «Арканом». Подростковая жестокость — явление страшное. Хорошо, если найдётся кто-то и сам поймёт, что слепое унизительное подчинение недалёкому верзиле — путь тупиковый. Он превращает тебя из человека с собственной волей в марионетку, которой управляют другие. Элик не желал быть такой куклой.
Заранее понимая свой проигрыш, он пошёл на открытый «бунт», потому что девочка, о которой он мечтал как о почти небесном создании, вдруг снизошла с небес на землю, и оказалась на заднем сидении мотоцикла ненавистного «Аркана». Именно в этот момент Элик внутренне — только для себя самого — произнёс отметающее всю наносную грязь слово «НЕТ!» Исключительно эмоциональным получился фильм благодаря возвышенной завораживающей музыке Евгения Крылатова, а также песням военных лет, которые органически вплелись в канву повествования, выводя эмоции героев на новый уровень. Прекрасный сценарий без излишней дидактики и назидательности рассказывающий о жизненном выборе подростков. Удивительно проникновенный закадровый голос Джигарханяна:
«Нельзя мириться со злом только потому, что сейчас оно тебя не касается…»