Светлая трагедияФильм о жизни, снятый без эпатажа, 'жести' и 'чернухи'. Фильм, в котором на фоне очень незатейливого, бедного и аскетичного советского быта 80-х показана красота и благородство внутреннего мира главной героини - Татьяны, девочки-школьницы, выпускницы, живущей с матерью, сестрами и сильно пьющим отчимом. Таня всем сердцем любит и жалеет мать и столь же сильно и искренне ненавидит отчима.
Показательно, что каждый день вынужденно погружаясь в кошмар насилия и деспотизма со стороны отчима, главная героиня не разочаровывается, но, напротив, только утверждается в мечтах о своей будущей счастливой и крепкой семье, о сильном, благородном и любящем муже, который никогда не будет пить Она хочет стать матерью двух девочек и двух мальчиков. Режиссер показывает зрителю, как девочка примечает мелькающие рядом с ней маленькие эпизоды, словно иллюстрирующие ее идеалы. Вот вечером она, по дороге домой, видит в ярко освещенном окне, как радостный отец играет со своими детьми. В другой раз видит идущую по улице пожилую супружескую пару, и по их трогательной заботе друг о друге можно сделать вывод о настоящих высоких чувствах, которые они пронесли через всю жизнь.
Татьяне хочется видеть свой идеал и в окружающих мужчинах, и она даже пытается помочь в формировании настоящего мужского характера своим ровесникам. Обустраивая в ходе игры игровой 'штаб', для его оформления Таня покупает в магазине картину, и останавливает свой выбор на репродукции Васнецовских 'Трех богатырей'. Когда картина занимает свое место на стене, девочка приглашает ребят в готовый 'штаб'. В помещение вбегают три худых нескладных мальчика, они садятся на старый диван и оказываются как раз напротив картины, лицом к лицу с богатырями, трое напротив троих. Однако контраст столь велик, что мальчики чувствуют себя неуютно, и через несколько секунд, не говоря ни слова, выбегают обратно на улицу.
В окружающих Татьяну реальных мужчинах мы не видим этого идеала силы и благородства, высоты духа в гармонии с физической мощью. Вот и ее сосед по парте, Коля, которому она явно симпатизирует, в мелкой стычке в школе оказывается способен поднять руку на женщину, которой, по недоразумению, оказывается сама Татьяна. И он даже не извиняется за свой поступок.
Удивительно, что при том, что будто бы весь мир пытается похоронить мечты и грезы Тани под спудом серости, посредственности и разочарований, она продолжает оставаться верной своим идеалам. Ее мысли, чувства, мечты и грезы, проходящие сквозь весь фильм и озвучиваемые голосом за кадром, рисуют нам прекрасные светлые веры в счастливое будущее.
Показательны также отдельные штрихи неключевых, фоновых моментов фильма. Вот мы видим большой советский агитационный плакат с до боли знакомым Леонидом Ильичем, символом позднего социализма (с термином 'эпоха застоя' я не согласен). Угол жестяного листа, на котором нарисован плакат, оторвался от ветхого основания и грохотом колышится под порывами даже небольшого ветра. Камера скользит по этому предку билборда, и мы видим покрытую сплошной ржавчиной обратную сторону рекламы советского 'светлого будущего'.
В школе события развиваются на фоне уроков русской и национальной якутской литературы, причем чувствуется, что учителя с одинаковой любовью относятся и к русскому, и к якутскому литературному наследию. Когда речь заходит о фотографиях, то на фоне положительных эмоций упоминаются фотографии, сделанные во время празднования юбилея присоединения Якутии к России. Чувствуется, что не смотря на то, что все без исключения образы в фильме обладают ярко выраженной неславянской (якутской) внешностью, это, несомненно, и русское и якутское кино одновременно. Нечто подобное могло произойти и русском поселке Центральной России. Имена у всех героев русские, как это часто бывает у современных нам поколений северных народов. Мне понравилось бережное раскрытие национальной якутской темы в этом фильме. Единственно, при дубляже на русский язык использовались подстрочники стихотворений якутских поэтов. Мне кажется, русский литературный перевод был бы уместней и дополнительно украсил бы картину.
В фильме много маленьких акцентов, расставленных режиссером для внимательного зрителя. Это и секундное умиление Тани буквально на секунду распущенными волосами матери, и два растущих рядом дерева, большое и маленькое, словно мать и дочь. И то, что за весь фильм ни разу не был четко показан главный отрицательный персонаж - отчим Татьяны. Даже когда его крупным планом показываю во время беседы на кухне, зрителю видна только нижняя часть его опухшего небритого лица.
Фильм нельзя назвать легким и уж тем более развлекательным, но после его просмотра не остается тяжелого ощущения мерзкого болота и безысходности, как после небезталантных, но мрачных и 'чернушных' кинопродуктов Юрия Быкова. Татьяна Эверстова - кстати, тезка главной героини - сняла, при всей его грусти и трагичности, достаточно светлый фильм. Фильм, оставляющий зрителю Надежду.
Рекомендую к просмотру.