'Газетчик написал статью, что у меня триста миллионов долларов... Если бы у меня был хотя бы миллион долларов!'Неисповедимы пути актёрские, если можно так выразиться. Основанием к такому изречению может послужить кинокарьера известного Харви Кейтеля, которого любой уважающий себя зритель должен знать хотя бы по лентам 'Бешеные псы' (1991) и 'От заката до рассвета' (1995). Будучи сам еврейского происхождения, Кейтель воплотил на экране несколько весьма известных, но известных печальным образом представителей своей диаспоры - гангстеров Микки Коэна в фильме 'Багси' (1991) и, собственно, самого Бенни 'Багси' Сигела в телефильме 'История Вирджинии Хилл' (1974). А теперь пришёл черёд воплотить на экране образ Мейера Лански - друга детства и соратника по криминальной карьере всё того же Багси Сигела. Это произошло в драматическом байопике 2021-го года, который и назван в честь главного персонажа, а его самого в своё время называли не иначе как 'Бухгалтером мафии'. А ведь ещё Кейтель исполнил роль Анджело Бруно - представителя уже сицилийской мафии в США в фильме своего давнего друга Мартина Скорсезе 'Ирландец' (2019). И это всё помимо других вымышленных гангстеров в карьере Кейтеля.
Биография Мейера Лански настолько насыщенная и обширная, что, наверное, любой бы эпизод из его жизни мог бы стать основанием для киноэкранизации. Это Лански в детстве сколотил группировку из юных преступников, занимающихся своими делишками в Бруклине, где и познакомился с Бенджамином Сигельбаумом, позже известным как Багси Сигел. Это Мейер Лански в ту же пору завёл дружбу с будущим лидером итальянской мафии в США Лаки Лучиано. Это Мейер Лански превратил Кубу чуть ли не в свою вотчину во времена правления коррумпированного президента будущего 'Острова Свободы' Фульхенсио Батисты. Это с Мейером Лански регулировал свои дела сам Аль Капоне, которого считали самым свирепым мафиози своего времени, ведь он с лёгкостью расправлялся с теми, кто вставал у него на пути, но Лански пользовался у него авторитетом. Это к Мейеру Лански обратились спецслужбы США во времена Второй мировой войны с просьбой задействовать его связи для поиска шпионов и провокаторов нацистской Германии. Это Мейер Лански завёл себе личного врага в лице директора ФБР Эдгара Гувера, имея на того весьма пикантный компромат...
И всё это - далеко не полное описание долгой жизни 'Бухгалтера мафии', это чтобы было понимание масштабности этой личности. В фильме о нём всё начинается с того, что будучи уже в преклонном возрасте Лански приглашает журналиста Дэвида Стоуна (Сэм Уортингтон), чтобы тот написал его биографию. К этому времени Лански жил в Майами, лишённый правительством паспорта и права на выезд, ведя скромный образ жизни пенсионера. ФБР в свою очередь не оставляет попыток обнаружить колоссальные деньги, которые по их мнению Лански хитро припрятал, для чего начинают 'обработку' журналиста. Но пока же в задушевных беседах Дэвид и бывший криминальный босс погружаются в прошлое Лански. Таким образом лента становится по сути долгим и пространным флэшбэком, где авторы фильма пытаются передать зрителю как раз тот самый масштаб личности Мейера Лански. На этом основании они взяли самые яркие по их мнению события из жизни мафиози и тем самым соткали полотно, но полотно ремесленное. Режиссёру 'Мейера Лански' - малоопытному Эйтану Рокэвэю - не хватило способностей и, вероятно, бюджета, чтобы поставить фундаментальный байопик.
Этой картине очень далеко до гангстерских саг Фрэнсиса Форда Копполы, Брайана Де Пальмы и того же Мартина Скорсезе, где были романтизированы образы представителей мафии. В 'Мейере Лански' сложилась несколько парадоксальная ситуация: по уровню игры сюжетная линия с Харви Кейтелем и Сэмом Уортингтоном привлекает больше, чем 'флэшбэковая' с Джоном Магаро, сыгравшим Лански во время его становления как крупного мафиози и укрепления его позиции в преступном мире. А ведь именно часть фильма с участием Магаро более привлекательная для зрителя, ведь всем хочется знать каким же образом он смог подняться на такие вершины и как творил свои тёмные дела. Но, видимо, авторы картины хотели привлечь как можно больше публики, поэтому исключили экранную жестокость из неё, больше давая содержательных бесед, чем самого действия, а его-то именно и не хватило фильму. При этом всё же хочется отметить старательную игру Джона Магаро, который понимал, что воплощение образа Мейера Лански - это шанс, который не выпадает далеко не каждому актёру. Возможно, что в этом Магаро ещё и помогло его итало-еврейское происхождение, а это гремучая смесь, если исходить из времён великих и ужасных гангстеров.
Подводя итог, можно сказать, что криминально-драматический байопик 'Мейер Лански' отнюдь не плохое кино. Но всё дело в том, что когда в сюжетную канву закладывается биография таких людей, как Мейер Лански, то зритель вправе рассчитывать на нечто большее и глобальное. К этому нас приучили величайшие режиссёры, снявшие классику гангстерских саг, которая до сих пор не потеряла своей актуальности. Вероятно, что Мейер Лански далеко не в последний раз получил свою киноэкранизацию, по крайней мере есть уверенность, что его образом ещё будут пользоваться, снимая ленты соответствующего жанра. И поклонников этого жанра не буду отваживать от просмотра 'Майера Лански', но и предупрежу, чтобы чего-то особенного не ждали. Неплохой фильм, но могло быть всё гораздо лучше.
6 из 10