В Москву! - Пустое это, барышня!В наше время режиссура давно уступила своё место спецэффектам и новомодным изобретениям, сделав актёров лишь атрибутом нарисованных фантазий. Тем интересней редкие ныне ленты, где, как прежде, бал правят режиссёр и его актёры. А то, что постановщик фильма «Конец сезона» Константин Худяков, принадлежит к старой кинематографической школе, сомневаться не приходится. Он всегда создавал свои фильмы почти театрально дотошно, пристально вглядываясь, прежде всего в своих героев. Ему важней они, их чувства и поступки, их решения и выводы, кульминационно подталкивающие зрителя на почти глобальные обобщения. Душевность и обстоятельность его фильмов всегда нравилась мне, как и те жизненные истории, которые он нам рассказывал.
Но последний его фильм «Конец сезона» завел меня в явный тупик. Вроде все как всегда у Константина Худякова — неспешная манера говорить с тобой о наболевшем, звёздные актёры, отточенная режиссура, в конце концов, а фильма для меня — нет. Во первых — фильм как лоскутное одеяло, если поддеть нитку распадается на отдельные кусочки. Тут тебе и национально настроенная Прибалтика, люто ненавидящая все советское, но вынужденная сдавать свой дом «приехавшему оккупанту», чтобы на его деньги продолжать питать свой «разум воспалённый». Здесь «нарождающийся русский капиталист» с телохранителями. Добродушный прибалт, желающий ребёнка от любимой. Незадачливые наёмные убийцы. И три сестры, явно напрашивающиеся своими мечтами о Москве на аналогии с Чеховым, хотя сами же в фильме просят себя не сравнивать с героинями той классической пьесы. У каждого героя здесь своё соло, свой мини спектакль — кто-то кого-то любит, а кто-то ненавидит. Но эти мини спектакли не становятся единым целым, той формой, которую я бы воспринял. На каждого в полуторачасовом фильме слишком мало отведено времени и слишком мало рассказано, чтобы делать какие-либо выводы о характере героев и их поступках. Кстати, спонтанности в их поступках слишком много, а вот какой-нибудь обдуманности порой нет вовсе. Но это на любителя!
На основе этих множеств историй лишь краешком проглядывает намерение режиссёра показать через них «конец сезона советской империи» (действие происходит в 90-х годах прошлого столетия), но целостной картинки даже здесь не получилось. Вообще, отсутствие толковой истории, а не этих мини-рассказов, создаёт ощущение большого предисловия, за которым так ничего и не последовало. Весь фильм ждёшь, что эта прелюдия и знакомство с героями сейчас закончится, и начнётся основной рассказ, но именно в этот момент фильм и заканчивается. В некоторых картина Константина Худякова есть ощущение лёгкой недосказанности, и это воспринимаешь с пониманием. Но в «Конце сезона» некоторая режиссёрская недосказанность превратилась просто в сюжетную нерассказанность (если так можно выразиться). А это уже удручает.
Получилась карточная игра с множеством неизвестных тебе карт, но, не имея на руках козырей в виде внятной истории, выиграть игру у режиссёра, да ещё разгадать все его шарады довольно сложно. Не то, чтобы фильм остался не понятым, фильм остался не просмотренным. Одни намётки и кройки для шитья большого и сложного рассказа о «стране, которую мы потеряли» (недаром создание этого фильма «благословил» ещё Станислав Говорухин незадолго до своей смерти). Но не получилось. Не то сценарий решили не дописывать, не то решили вовсе с ним не заморачиваться. И так сойдёт.
Нет, все отсылки режиссёра на «гибель империи» неприкрыто понятны — обиженные прибалты, сделавшиеся вмиг свободными, но бедняками, да ещё и попрошайками. Величественные панорамы природы с высоты птичьего полёта (Широка страна моя родная, была когда-то). Ветшалые дома, вмиг превратившиеся в обособленные личные квартирки. Конец семейным отношениям. Конец сезона на фоне вечно гремящего последнего праздника за углом. Конец жизни, и желание уехать от тоски и одиночества в Москву. Может там ещё остались отголоски той страны, к которой привыкли и которая медленно исчезает на твоих глазах.
Все эти намёки понятны, но, думаю, режиссёр все же хотел показать эту «гибель империи» не через явные аллюзии из мира природы и праздников, который всегда с тобой, а через своих героев, через их поступки и мысли. Но вот этого и не получилось. Актёры загубили последнее. Среди десяти главных героев выделить можно только Сергея Колтакова, создавшего необычный образ преступного негодяя из 90-х, вынужденного переквалифицироваться на не совсем привычную для себя профессию. Уважения заслуживают и прибалтийские актёры Андрюс Паулавичус и Габриэле Каудите, чётко и ёмко сыгравших растерянность своих героев перед лицом меняющейся общественной формации. К сожалению, обо всех остальных актёрах такого не скажешь. Ну, с Евгением Цыгановым давно все уже понятно — последние лет десять он играет одну и туже роль не многословного циника с уставшим лицом. Этот фильм не исключение. Большой загадкой остался актёрский потенциал менее именитых — от Дмитрия Ендальцева до Натальи Кудряшовой. Надежда была на трёх наиболее известных сегодня актрис Пересильд-Снигирь-Чиповская, на чьи хрупкие плечи и должен был лечь весь массив очерченного крушения общества, страны, семейных отношений в фильме. Но девушки не просто не справились, они оказались самыми бесцветными во всем фильме. Их внутреннее актёрское противоборство в жизни (вполне нормальное для актрис любых эпох) явно выплеснулось и на экран, где каждая из них, жутко фальшивя, манерно пытается доказать остальным, что она лучшая на площадке. Режиссер просто не справился с тремя амбициозными актрисами в их желании переиграть соперниц.. Они поют, смеются, истерят, да все как-то искусственно, плохо, как при поступлении в театральный институт.
Фильм меня оставил равнодушным, ощущение потраченного впустую времени на его просмотр не покидает и сегодня. Надеюсь, что это всего лишь незначительный провал в творчестве Константина Худякова, и он ещё снимет фильмы рангом «Успеха» или «На Верхней Масловке». А пока — троечка за попытку снять хорошее кино. Всего лишь попытку.
3 из 10