Седло есть, а коня нетВ течение последних нескольких лет стало привычным чувство ожидания кинопремьер режиссеров из Кабардино-Балкарии. Это картины на непохожие темы, с разным режиссерским подходом, и эстетическим императивом, но их регулярное появление говорит о творческом потенциале, который проявляется в таком синкретичном виде искусства как кино.
Фильм Андзора Емкужа «Невиновен» долго шел к зрителю: еще в прошлом году состоялась его фестивальная премьера в Канаде, и с тех пор ожидание старта проката лишь нарастало. 7 ноября фильм вышел на большие экраны, и это большое достижение для регионального кино.
История, взятая режиссером за основу сюжета, к сожалению, не уникальна. Но режиссер старается направить пафос фильма не в сторону праведного гнева, а в сторону понимания проблем, которое приводят к подобным ситуациям. Его основная мысль заключена в словах песни, звучащей в финале: «Все мы созданья единого бога, все на земле мы равны». Музыка вообще стала одной из самых сильных составляющих этой картины: основная тема — «Абзэххэ я зекуэ уэрэд» («Абзехская военная песнь») — стала лейтмотивом сюжета и всего фильма.
В дебютной картине Емкужа баланс между планом выражения и планом содержания несколько смещен в пользу последнего. То есть технически фильм не совсем ровный, но некоторые эпизоды при этом пробирают зрителя. И это не пресловутое «до слез», а по тебе словно бы проходит разряд тока: все сцены, снятые во дворе, где готовятся к похоронам, настолько эмоционально точны, что к горлу подкатывает не комок — кажется, ты просто не сможешь больше вдохнуть.
Но воспоминания о событиях, похожих на показанные в фильме и свидетелем которым ты был, не вызывают неприятия: ты не переживаешь вновь эту боль (потому что она никуда не делась за эти годы), но благодаря перенесению ее на экран, ее художественному осмыслению и обобщению, ты через эту боль очищаешься. При некотором провисании сюжета в его детективной составляющей, «Невиновен» силен именно той эмоциональной, душевной правдой, достичь которую удалось авторам фильма. Есть мнение, что драму снимать легче хотя бы потому, что зрителя ею легче «зацепить», но ведь и драма драме рознь. И здесь можно было бы сказать, что Андзор Емкуж использует безотказный прием в завязке сюжета, если бы он не сумел развернуть эту линию настолько достоверно именно в части переживаний.
Большой режиссерской удачей стали исполнители главных ролей, причем именно те, о которых Емкуж неоднократно говорил, что писал сценарий именно под них: Ахмед Хамурзов (Айтеч), Жанна Тхашугоева (Зера), Тимур Кетенчиев (Халуа) и Замир Дышеков (Мурат). Кроме того, запоминающиеся образы создали Артур Проскурин (Егор), Каншоуби Хашев (Тухуж), Татьяна Дрожжина (Алла) и Маржана Нехай (Маржана).
Основной акцент — и режиссерский, и актерский, и семиотический — сделан на образе Халуа — сельского блаженного. Такие персонажи всегда становились не только частью жизни сообщества, но и непременным атрибутом сельского фольклора. Этнографами, наверняка, исследовался феномен их неприкосновенности — они часто воспринимались как хранители села, его оберег. Здесь же, в фильме «Невиновен», этот образ разрастается до общечеловеческого масштаба: Халуа символизирует не только внутренний дух, основную интонацию рассказанной истории, но и обозначает современного человека. который, с одной стороны, не способен трезво оценивать настоящее, а с другой, без сомнений рвет связь с прошлым. И остается у него вместо истинной чести вечная жажда мщения, реванша, бравады. Оттого-то и носится Халуа с седлом, очень внятным и громким символом, которое ему некуда деть…