Memento mori.В конце 80-х-середине 90-х снимались добрые и искренние фильмы, подобно этому. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно полазать на Кинопоиске в тематике. К сожалению, фильм не увидел широкой публики, как и множество других, потонул в потоке позднеперестроечной чернухи, бездарности и истерик понаехавших из эмиграций диссидентишек.
Но рецензия моя не об этом. Проходит время, оно уносит от нас ту эпоху, половины актеров, снявшихся в том фильме уже нет в живых. Однако, вероятно, сами того не ведая, они сыграли в замечательной по своей житейской философии драме. Фильм доставляет своей непосредственной атмосферой, будничностью происходящего, отсутствием лакировки действительности, чем грешат многие современные картины. Если уж говорить начистоту, в таких условиях живет большинство простых россиян и в наше время — за МКАДом. Это первый момент. Во-вторых, цепляет игра актеров, советских актеров, по привычке играющих искренне. Удовиченко, Караченцов, Быстрякова, дети — все сыграли замечательно и на высоте. Но главное — подача сюжета. Сюжет не претенциозный, но сама по себе трагедия «маленького человека», отображенная на экране через призму простой человеческой доброты — цепляет. Я был удивлен, узнав, что это сценарий Улицкой, ибо не являюсь поклонником ее творчества и вообще отношусь к нему весьма скептически. Живо отображена тяжесть потери близкого человека; серьезность вынужденного взрослеть не по годам сына и маленькую дочку, которая стесняется плакать при чужих людях. Я смотрел фильм с предубеждением, что будет хэппи-энд, не думал, что в нем будет какой-то глубокий социальный подтекст. Однако в процессе развертывания фабулы был поражен, насколько жестко и правдиво показана действительность. Ты понимаешь, что такое может случиться и с тобой, невольно задумываешься, «а что если?..» Именно этот невысказанный вопрос возникает перед зрителем. Ведь почти все близкие люди оказались чужими: сестра, которой дети покойной в обузу; мужчины, что один, что другой, нерешительные и слабые, неспособные принять ответственное решение. Особенно произвел неприятное впечатление в этом плане персонаж Караченцова — тот тип мужчин, которые тянут кота за хвост, проживая на 2 семьи. Непонятно зачем, правда. Даже когда стало известно о проблемах со здоровьем, все как-то замялось и забылось. И уже деньги опоздавшего кажутся не только помощью, но и оскорблением памяти покойной.
Резюмируя, хочется сказать, что это фильм не о том, как образ жизни вела героиня. Этот фильм про подумать. Подумать о том, что в тяжелой жизненной ситуации близким может оказаться человек, на которого мы никогда не рассчитывали. Мне достаточно сложно подобрать слова, чтобы написать пространную рецензию, но я советую его посмотреть всем, кому грустно или одиноко. Несмотря на достаточно тяжелую атмосферу, фильм оставляет после просмотра самые добрые впечатления, дает надежду на лучшее. Посему, к просмотру рекомендую.
8 из 10