счастье не за горамиТри главных кинофестиваля: Канны, Венеция и Берлин, фильм показывать отказались. А вот швейцарский Локарно, с недавних пор считающийся Меккой независимого кино, свободный от конъюнктуры и политических трендов, отметил ленту премией молодёжного жюри и вручил награду главной героине, актрисе и модели Анастасии Красовской. По слухам режиссерка ленты Наталья Кудряшова утвердила 22-х летнюю актрису из Белоруссии, отобрав её из более чем 1000 других непрофессиональных актрис. Фильм стал кинематографическим дебютом девушки.
После успешной премьеры в Швейцарии кино вышло в октябре на большие экраны в России, и уже в начале ноября стал доступен цифровой релиз картины.
По сюжету студентка Лера учится в одном из провинциальных городов, где время давно остановилось, а люди живут по привычке. На первый взгляд фильм сразу же хочется поставить и навсегда забыть на полке с бесчисленным количеством ему подобных, где все вокруг бедствуют, пьют и ругаются матом.
Атрибуты «Русских народных сказок» 21 века соблюдены и перенесены на плёнку: деспотичный отец, больная мать, старая хрущёвка и залитые глаза в округе.
Лера будущий социолог: днём ходит по квартирам и задаёт вопросы для курсовой работы: «согласны ли вы, что страна движется в верном направлении», «считаете ли вы президента внешне привлекательным мужчиной», «хватает ли вам еды», «счастливый ли вы человек»? — «Да, нет, свой вариант».
Ночью юная Герда танцует в стриптиз клубе и терпит нападки подруг по несчастью. Не романтизируя танцы вокруг пилона, в причудливых цветах неона и с блестками на лице — ночная жизнь кажется едва ли не утешением девушки.
Интонационно фильм напоминает всю российскую чернуху одновременно. Это легко объяснить тем фактом, что герои уже давно скованны холодом типовых советских панелек, обстоятельствами и разочарованиями, от которых поседели надежды.
Но безнадежность мира вокруг Леры постоянно защищают её сны. Ветхость построек и копоть стен сменяются кадрами природы. Отстранённость и совершенство холодного волшебного леса, полного цветов и мха, по которому плывёт девушка в надежде оторваться от ландшафта уродливой реальности. Синяя красота девственной природы здесь напоминает «Меланхолию» и «Антихриста» Фон Триера.
Несмотря и вопреки, хочется верить, что у Герды получится. Как и у сотен других девушек, на чью долю выпадают все тяжести света, и которые, всё же, не соглашаются свыкнуться с мыслью потеряться в пространстве