'Считающий карты'Карьера кинематографиста Пола Шрэйдера как-то сразу задалась. Его дебютом стало написание сценария для фильма Сидни Поллака 'Якудза' (1974). Затем он сотрудничал с Брайаном Де Пальмой при создании триллера 'Наваждение' (1976). Потом в карьере Шрэйдера наступил период тесных творческих взаимоотношений с самим Мартином Скорсезе и его результатом стал выход на экраны таких лент, как 'Таксист' (1976), 'Бешеный бык' (1980) и 'Последнее искушение Христа' (1988), которые давным-давно стали классикой мирового кинематографа. Но между тем Пол Шрэйдер часто оказывался в режиссёрском кресле, когда снимал фильмы по собственным сценариями. Особенно котировались его ленты 'Конвейер' (1978), 'Мисима: Жизнь в четырёх главах' (1985) и 'Дневной свет' (1987). Хотя и другие работы кинематографиста привлекали критическое и зрительское внимание, а за свой сценарий к драме 'Дневник пастыря' (2017) Шрэйдер даже попал в список номинантов на 'Оскар', хотя будем откровенными и скажем, что тогда шансов у него было довольно мало.
И на данный момент крайней работой Пола Шрэйдера является фильм 'Холодный расчёт' ('The Card Counter'), который вышел на экраны в 2021-ом году, вобравший в себя жанры триллера, драмы и криминала. В центре сюжета находится некто по имени Уилльям Телл (Оскар Айзек). Это загадочная личность с тёмным прошлым. И сейчас он зарабатывает тем, что играет в карты, научившись их считать, и пользуется собственной стратегией, которая помогает оставаться ему неуловимым для охранных служб различных казино. Но всё же кое-что изумляет в поведении Телла: когда он снимает себе очередной неказистый номер, чтобы остаться незамеченным, он открывает свой чемодан, а там простыни, которыми он покрывает всю мебель в комнате, стягивая её жгутовыми нитями. Эта странность в поведении Телла родом откуда-то из его прошлого, которое окутано мрачными моментами, за что Уилльям не может себя простить. И вот однажды к нему подходит женщина по имени Ла Линда (Тиффани Хэддиш), а на горизонте замаячил молодой человек (Тай Шеридан), у которого своя цель знакомства с Уилльямом Теллом...
После просмотра 'Холодного расчёта' и некоторого анализа увиденного на экране приходится согласиться с мнением большинства критиков, что фильм оказался 'сырым'. В нём столько недосказанного, что вопросов к сюжету и его персонажам гораздо больше, чем ты получаешь ответов. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что иные критики с восхищением восприняли 'Холодный расчёт'. Но, понятно дело, что тут чисто субъективное дело каждого. Но лично для меня 'Холодный расчёт' получился весьма тягучим и томительным действом, в котором на самом деле практически ничего не происходит, а нам пытаются в оболочке драматизма подать глубокие эмоциональные переживания главного героя, который в прошлом делал такие вещи, что у обычный людей вызывают ощущения тошноты и откровенного осуждения. Но сюжет лишь вкратце нам рассказывает, почему же Уилльям Телл делал то, что делал. А теперь он якобы хочет совершить какой-то благородный поступок, чтобы найти способ хоть как-то себя простить. И в этом ему помогает неожиданный молодой человек, которого Телл берёт с собой в вояж по казино...
И здесь огромное количество 'почему-то', 'зачем-то', 'как-то', и это всё лишь подтверждает то утверждение, что в 'Холодном расчёте' слишком много недосказанностей, создающих ворох вопросов, ответов на которые мы так и не получим. Не очень ясные отношения между Теллом и Ла Линдой, опять же об их знакомстве упоминается вскользь. Какие цели преследует сам Телл тоже не совсем понятны. Не получается почувствовать глубину трагедии, связавшей героев Айзека и Шеридана... И лично для меня остаётся очевидным, что весь 'Холодный расчёт' держится на игре актёров. Томный взгляд Айзека, который буквально пронизывает тебя насквозь, вызывает оторопь. Его краткие, но мудрые реплики заставляют задуматься. Но возможно, что это лучшее, что есть в 'Холодном расчёте', поэтому герой Айзека столь привлекателен своей загадочностью. Наиболее активной в медлительном фильме смотрелась Тиффани Хэддиш, которая заинтересовала своей игрой после провальных 'Настоящих боссов' (2020). Молодой Тай Шеридан очень старался, но было впечатление, что он не до конца понимает своего героя. А ещё тут мелькнёт Уиллем Дэфо, который часто снимается у Пола Шрэйдера. Кстати, этими четырьмя актёрами и ограничивается основной игровой ансамбль 'Холодного расчёта'.
Всё же есть такое сильное убеждение в том, что если бы Пол Шрэйдер более тщательно поработал над сценарием, то фильм оставил бы куда более благоприятное впечатление. А так получилось, что в действе 'Холодного расчёта' приходится выискивать положительные моменты по типу игры актёров, потому что у Шрэйдера многое что не получилось в этом фильме. В особенности не хватило продуманности, чётких сюжетных ориентиров и глубины повествования, то есть опять же приходится констатировать, что 'Холодный расчёт' оказался весьма 'сырым'. А ведь потенциал-то был и при правильно подходе к постановке мы могли бы получить крепкую брутальную драму с шокирующим прошлым главного героя, которое делает 'Холодный расчёт' в чём-то уникальным.
5 из 10