Пол Шрёдер продолжает собственные изыскания в мире криминала и непонятых одиночек. Суть уловили, теперь к истории.
В этом году на экранах появлялась новая лента голливудского мастера Пола Шрёдера, наиболее известного как сценарист “Таксиста”, а в остальном известного режиссёра всяческих изысканий, которые бродят вокруг да около неувядающей классики.
В данном случае бывший военный, в исполнении Оскара Айзека, отсидевший в тюрьме и натренировавший себя играть в покер, с непроницаемым лицом и прилизанной причёской катается по штатам, участвуя в карточных турнирах и приближаясь к Мировой Серии. Красивая романтическая идиллия одинокого волка прерывается женщиной, смягчающей его гордый взгляд, и парнем, мечтающим отомстить за своего отца, что растапливает сердце героя. Карточная игра прекращает быть умиротворением, призванием оказывается уже оставленная жизнь.
Шрёдер здесь всё ещё сценарист, только за пределы бумаги и символов его атмосферные пассажи не выбираются. Пытаясь работать в полюбившемся стиле, он, как скурпулёзный архитектор, воссоздаёт картину по образцам, не стыдясь копирований, повторений и перекрёстков, которые его герои уже не раз пересекали. Однако эффектно выбраться из этой западни не суждено. Отчасти потому что он проигрывает времени, которое вырвалось вперёд и требует большей аутентичности и вовлечённости. Отчасти потому что не проникает внутрь режиссёрского слоя, предпочитая составлять картинку по написанным и заранее очерченным эскизам.
В итоге фотографический герой не сходит за пределы глянцевого образа, его переживания случайны и далеки от зрителя. Тревога второстепенных героев одиночна и не имеет корней. Они выходят на сцену с задачей, выполнив которую, молчаливо удаляются. Америка не видна за дорогой и перемещениями, за сытость ею отвечают кричащие сопровождающие одного из игроков, размахивающие своими флагами и закрепляющие за собой право на бренд “США”. Нет самого мирового тура. Ни в смысле “мирового” как слова, за которым принято закреплять национальные американские турниры. Ни в смысле “мирового”, как обладающего весом в пределах хотя бы одного штата.
Развязка становится результатом решения, за которым была душевная пустота.
Может в этом и есть метафора одиночества, ибо эта история могла не съезжать с шоссе, не менять мотели, не выходить из потайной комнаты в пабе, смахивая с круглого стола потёртые краплёные карты. От прошлого до будущего не нужно было выходить на улицу. Важно было в определённый момент победить себя.
Гипнотизирующий Оскар Айзек всем своим видом показывает, что всё было правильно. Мы ему верим.
6.12.2021