Тегеран 20Сериал привлек своей оригинальностью, не так часто удается просматривать израильские или греческие фильмы. А здесь такая удача. Если честно, вначале сильно сомневался, что картина будет без пропаганды и ангажированности, поэтому в первых сериях меня удержал закрученный сюжет и отличная работа художников-декораторов. Редко увидишь такое мастерство и щепетильность в подборе кадра и выверке его на достоверность – здесь сразу надо награждать команду премиями, они великолепно справились. Позже узнал, что все серии были сняты в Афинах, однако иллюзия присутствия в Тегеране сохраняется полностью. Коррекция цветов на ПП (постпродакшэне), - эдакий легкий восточный ретро с нотками весенней утренней пыли и неясных очертаний изумрудно-лазурного неба, - до мельчайших деталей продумана и в лучшем свете передает реалистичность и напряженную атмосферу фильма. Если вы художник и цените композицию кадра, то найдете для себя множество приятных бонусов, блуждая взглядом по экрану.
Сюжет пересказывать не входит в мои планы, скажу лишь, что просмотр выйдет динамичным, и сразу после очередной серии вы захотите посмотреть следующую, причем без промедления. Смотрели «Бюро легенд»? По эффекту удерживания зрителя в седле картины очень похожи.
Теперь о пресловутом ожидании пропаганды. Ее нет в том виде, которого я опасался - она существуют в каких-то своих бытовых очертаниях и направлена на другие стороны жизни, без прямой политической ангажированности. Это можно назвать культурным слоем, убирать который было бы даже излишним, чтобы не нарушать колорит картины. Что самое главное – нет недооценки противника и кучки бессмертных супергероев, которые всем уже порядком наскучили своей вездеходностью и иммунитетом к любым переделкам. Да, конечно, специалисты по теме наверняка найдут какие-то ляпы, но ведь если обходиться без них, то уйдет динамика, и картина растянется на многие серии. «Тегеран» - художественная постановка, где герои постоянно идут на риск, чтобы нам, зрителям, было интересно. Думаю, что картина удачно сбалансирована в этом плане, а сюжетная нить тонка ровно настолько, насколько ее переплетения очевидны и читаемы для нас.
Кому-то может показаться обескураживающей концовка сериала. Здесь необходимо сделать один комментарий: израильский Моссад представляет собой типичную спецслужбу, выполняющую ограниченное количество задач. Это не глобальная сеть, какую имеют США или Россия, способные не просто внедряться на территорию, но и в определенной степени контролировать процессы и распределять сферы влияния. Моссад, при всем своем положительном балансе успешных операций, является конторой по ликвидации угроз, у нее нет ни сил, ни средств выполнять комплексные и широкомасштабные задачи. К тому же еврейское общество само по себе не такое уж однородное и сплоченное, как это может показаться со стороны, в самом Израиле вопрос сионизма далеко неоднозначно воспринимается разными группами влияния, а это корень проблемы в продвижении своих интересов. И похоже, что многоходовая развязка первого сезона как раз призвана вскрыть глубину внутриизральских противоречий, которые на фоне иранского противника выглядят особенно обнаженными. Не будем забывать, что Иран, или Персия, всегда имел серьезный авторитет в своем регионе, это вам не Палестина, которую можно обмотать колючей проволокой и сказать, что там все под контролем. Авторы фильма как бы недвузначно намекают, что борьба с Ираном по традиционной методике малопродуктивна и опасна.
Захотите вы углубляться в эти вопросы или нет, у вас будет что посмотреть и над чем поразмыслить. В любом случае, томиться от скуки вам не позволят. И отличная новость – скоро будут снимать второй сезон!