Вспоминая об успехе израильского проекта 'Военнопленные', который подарил миру основу для создания фактически лучшего жанрового продукта в сериальной среде, нашумевшей 'Родины' (кстати любимый сериал Барака Обамы), я без малейших сомнений приступил к просмотру нового шпионского триллера, снятого по основным классическим лекалам жанра - 'Тегеран', который повествует о противостоянии израильских и иранских спецслужб на фоне растущей ядерной угрозы со стороны Ирана.
Особенность проекта с точки зрения сценария, главным образом, заключается в том, что хакерша-шпионка, работающая на Моссад, 'палится' в первой же серии, а все последующие события напоминают уже скорее игру в 'догонялки' между диверсанткой и идущими по её следу оперативниками контрразведки Корпуса стражей исламской революции (пожалуй, самая известная и могущественная силовая структура Ирана, признанная террористической организацией в ряде западных стран).
Израиль главным образом представляет хрупкая и невероятно похожая на Алисию Викандер красавица Нив Султан, а иранских контрразведчиков - высокопоставленный страж революции, которого играет не по наслышке знакомый с образом иранского силовика Шон Тоуб (фактически ту же самую роль актёр исполнил в 3 сезоне 'Родины'). Нив Султан и Шон Тоуб являются главными звездами проекта с наиболее проработанными и глубокими образами. За первой в принципе приятно наблюдать в силу внешней привлекательности и очевидного таланта актрисы, а второй изображает эдакого жестокого, но в то же время местами сентиментального восточного мудреца. Во второстепенных ролях радуют Араш Миранди (подающий надежды молодой оперативник КСИР), Навид Негабан (связной главной героини в Иране), Менаш Ной (один из руководителей операции Моссад), Шервин Аленаби (иранский хакер-оппозиционер), Мо Бар-Эль (лидер оппозиционеров), Эсти Эрушалми (тётя главной героини со своей личной драмой).
На фоне шпионских игр в кошки-мышки раскрывается и отношение к действующему в Иране режиму вынужденных израильских переселенцев, которые не могут вернуться в родной Иран из-за угрозы жизни, а также оппозиционной молодёжи, чью ненависть к жёсткому государственному режиму пытаются использовать израильские агенты. Жёсткость режима также достоверно и подробно раскрывается в мелочах - через диалоги с полицейскими, допросы в застенках КСИР, конфликты между оппозиционерами и поддерживающих власть людьми. Процветает доносительство, причём даже на собственных родственников, с неожиданным для всех последствиями. Причём всесильными и уверенными не могут себя чувствовать даже сотрудники спецслужб, которые в любой момент могут потерять свою привилегированную должность. Всё это как нельзя лучше и достоверно раскрывает внутреннюю жизнь Ирана, которая в основном скрыта от глаз простого обывателя, что добавляет интерес к происходящему на экране.
На фоне всех этих событий нам показывают классическую шпионскую постановку с оглядкой на современные информационные технологии, и соответствующие задачи, которые ставятся руководством Моссада перед своими агентами. Стражи предстают людьми далеко не глупыми, постоянно следующими буквально попятам за шпионами Моссада, вечно успевающими скрыться в последний момент. Причём не получается симпатизировать однозначно какой-то определённой стороне - обе пользуются довольно грязными методами, путая личное и служебное, используя все доступные средства для достижения цели. В итоге остаётся один жирный вопрос - кто кого переиграл, но это не так уж и важно, ведь
'Тегеран' - это кино, в котором важен сам процесс, а не результат.
7,5 из 10