Прекрасное — далеко. Очень, очень, очень далеко.Я - тот редкий позднесоветский ребенок, который фильма 'Гостья из будущего' не видел. Ну вот как-то так случилось, что первая серия не зашла. 'Приключения Электроника' зашли, а вот тут вообще никак, то ли мальчик на главной роли показался беспросветно страшненьким, то ли еще что, и я сразу телевизор выключила - а потом с некоторым удивлением в школе выслушивала восторги одноклассников. 'Прекрасное далеко' - да, пела позже, в хоре солировала, песня очень нравилась, но о сюжете сериала представление имела весьма приблизительное. Поэтому новый фильм Александра Андрющенко смотрела, как говорится, 'с чистого листа'.
Итак, ученик выпускного класса Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) случайно находит в школьной подсобке космион - эдакую портативную машину времени, с помощью которой переносится ровно на сто лет вперед - собственно, в 2124 год. Там очень красиво и чисто, в прозрачном воздухе летают дирижабли, люди не едят мяса, в школах вместе с земными детьми учатся инопланетяне - и вообще, это будущее выглядит так, что туда хочется отправиться немедленно. К тому же в будущем есть чудесная розововолосая девочка Алиса (Даша Верещагина), в которую Коля немедленно влюбляется.
Но, как говорится, и в раю не все идеально - у землян и их союзников по космической федерации есть страшный враг в лице пиратского альянса, мечтающего поработить Землю и еще тринадцать галактик. Ради победы над капитаном пиратов, Глотом (Юра Борисов), который с помощью космиона мог изменить ход любого сражения, Кира Селезнёва (она же мама Алисы) в свое время была вынуждена оставить мужа и дочь и скрыться в прошлом вместе с космионом. И теперь, чтобы спасти Землю (и тринадцать галактик) от гибели, Коля и Алиса должны снова победить Глота, вернуть космион в тайник и восстановить естественный ход времени.
Большеглазый, эмоциональный, интеллигентный, непривычно красивый для отечественного кино Марк Эйдельштейн просто таки сказочно прекрасен. На его фоне Даша Верещагина - эдакая пацанка, неформалка и как будто немножко беспризорница; конечно, художник и гримеры постарались с образом героини, доводя его до некоего футуристического подросткового идеала - но представьте, как будет выглядеть Алиса, если розовый цвет волос заменить ее родным русым. Представили? во-о-от. Хотели сделать Лилу из 'Пятого элемента' - но для этого как минимум стоило взять более интеллектуальную внешне актрису. А возможно, замысел создателей фильма и был именно таков - чтобы Коля и Алиса выглядели, как подростки из совершенно разных миров.
А вот Виктория Исакова в роли Киры Селезнёвой - конечно, несомненный слепок с Тринити, но все равно понравилась очень. Пожалуй, в российском кино такой бесстрашной и сильной, побеждающей всех мужчин героини a-la Фрайди (см. роман Р. Хайнлайна) еще не было.
На удивление порадовал Александр Петров (Весельчак У). Никогда особо не любила этого актера, но здесь он превзошел сам себя. Первые минут десять раздражает, в следующие полчаса кажется просто привлекательным, еще минут через двадцать практически влюбляет в себя (где-то здесь и блекнет слава Джека Воробья)... а к финалу почти на слезу пробил - ну и видно, что играл просто от души, по-хорошему отрывался на съемках.
Из Юры Борисова зачем-то сделали Фейд-Рауту на минималках - но, как говорится, талант не пропьешь. От его голоса и равнодушной, механической жестикуляции мурашки бегут по спине.
А, да, еще есть профессор Селезнёв (Константин Хабенский). Он очень милый, любит дочь и жену - но какой-то бесхарактерный и отчасти даже трусливый. Почему-то временами кажется, что неунывающий истеричка и несдающийся боец Весельчак У подходит нашей Кире-Тринити куда как больше, чем родной, так сказать, муж. Хотя бы потому, что У целых сто лет ждал ее возвращения (и даже лазанью приготовил).
Мрачноватый киберпанк альтернативного 2124 года сладкой ностальгией напоминает незабвенную 'Матрицу' - не знаю, кто как, а я все выискивала взглядом ванночки с жителями будущего среди эклектичных нагромождений светящихся построек будущей антиутопии. Мне, как фанату теории веерных (параллельных) миров вообще эта идея с альтернативной Москвой невероятно зашла. Ну просто вишенка на торте. К слову говоря, о качестве спецэффектов - они тут действительно на высоте. Вот просто таки впервые горжусь отечественной фантастической киноиндустрией - если качество картинки сравнивать с каким-нибудь последним марвеловским творением (с 'Квантоманией', например), то 'Сто лет тому вперед' однозначно вырвется вперед (простите за тавтологию) по всем показателям.
И, кстати, наверно, это первый случай в истории, когда трейлер позиционирует картину намного более примитивной и обыкновенной, чем она окажется на самом деле. А финальная песня (да, да, то самое 'Прекрасное далеко') на фоне райских кущ грядущего 2124 года лишний раз подчеркнет, как на самом деле далеко от нас это прекрасное завтра. Практически недостижимо и через сто, и через двести лет. Ну если только - чем чёрт не шутит? - и в самом деле до нас в ближайшем будущем добрые инопланетяне долетят.
9 из 10