Бамбарбия-киргуду 2.0 или татарский унисекс от БондарчукаМы все слышали, что в России не снимают хорошее кино с конца 80-х гг, когда на пятом съезде Союза Кинематографистов СССР в 1986 г творцы коллективно уничтожили своего президента Сергея Бондарчука и упразднили худсоветы. Именно тогда все наши советские феллини и бергманы получили полную свободу творить без тоталитарного гнета партийного всевидящего ока. И вот с этого момента мы имеем счастливую возможность наслаждаться шедеврами сначала позднесоветского, а потом и российского кино. Мы 35 лет уже изнываем от бремени выбора между регулярно появляющимися на экранах новыми «Судьбой человека», «А зори здесь тихие», «Рабой любви» или, на худой конец, «Кавказской пленницей». Мы регулярно берем Оскары и золотые ветви Канн, наши режиссеры и актеры известны на весь мир, и Голливуд мечтает заполучить на главную роль в пару к Ди Каприо Анну Михалкову, а к Пенелопе Крус – Сашу Петрова. Наше кино развивается, и скоро Мосфильм будет переименован в Нью-Голливуд, а Голливуд – в Старый Мосфильм. Сборы наших фильмов давно пробили миллиардную отметку, потеснив «Титаник» и «Аватар».
Вот и сейчас мы были осчастливлены новым киношедевром от ведущего кинопродюсера страны Федора Бондарчука про наших прославленных автогонщиков. Стране нужен был свой достойный ответ гениальной «Гонке» и мощному «Форду против Феррари», тем более что нам действительно есть чем ответить. Наши камазисты – лучшие гонщики в мире в своем классе, и именно это и нужно было показать на экране, создав глубокую драму о том, как в разрухе и беспределе 90-х ковались победы нашими могучими мужиками: инженерами, слесарями, гонщиками, управленцами. Тогда, в 90-е, это казалось чудом: страна в чаду кутежа и пороховом дыму гражданских войн летит в ад, а наши парни на Дакаре рвут лучшие экипажи мира как дошкольников. Фильм должен был получиться невероятным, тем более что можно было снять многосерийный сериал, не ужимаясь.
И что же мы увидели в 2020 г? Нас обманули. Нам предложили более ценный мех: не мексиканского тушкана, а шанхайского барса. Татарский унисекс в версии Бондарчука. Все происходящее в фильме очень похоже на песню ДДТ: «Закройте рты, сорвите уборы: по улице чешут мальчики-мажоры. Закройте рты, сорвите уборы: на папиных Волгах мальчики-мажоры!». 6 серий из 8 мы наблюдаем мелодраматические игрища всевозможных мальчиков-мажоров, у которых все не закончится пубертантный период, их родителей и других людей, причастных к команде «Камаз Мастер». Нас окунают в тухлую выгребную яму дешевой многомерной российской мелодрамы с избитым типовым набором отношений между людьми всех возрастов: любовных трегольников, трапеций и прочих параллелограммов, от пошлости и тупости которых сводит скулы уже во второй половине фильма. Это настолько плохо, тупо, типично, избито и замызгано, что смотреть кино возможно только с перерывами и то из уважения к нашим автогонщикам. Таким вот образом продюсер Бондарчук привлек к своему продукту женскую целевую аудиторию разных возрастов, ведь у нас по ТВ мало мелодраматических сериалов, а вот фильмов про автогонщиков каждый второй.
Собственно автогонки присутствуют в 1 и 8 сериях, а также немного размазаны по остальному фильму, являясь фоном для изощренных мелодраматических сценарных ходов, не встречающихся более никогда в отечественном и мировом кино. Сняты гонки очень даже неплохо, и остается только сожалеть об упущенных возможностях: мог бы получиться мощнейший фильм из 4 серий про мужиков 90-х гг, вытащивших на себе из бездны ада Камаз и порвавших Дакар.
Ну и вишенка на торте – это местечковый татарский национализм. Большой Бай из «Татнефти» дал на фильм денег, поэтому практически в каждой сцене фильма присутствуют в избытке татары. Их в фильме больше чем во всем советском и российском кино за 80 лет их существования. Судя по отсутствующему профессионализму, почти все татарские актеры – родственники Большого Бая или члены его клана. Почти полностью скопирована модель казахского современного кино, когда в фильме про 80-е гг про Казахскую ССР нет ни одного русского в кадре. Здесь все похоже: отрицательные роли играют исключительно русские, плохие поступки тоже совершают они. Зато татары все представлены в положительном свете. Да, они, вроде бы, на вторых ролях, но реально тащат команду именно они – зрителю ненавязчиво это показывают. В фильме не раз демонстрируют татарские национальные танцы, но русских танцев там нет. С красивых ракурсов не раз показывают казанскую мечеть, а вот православных храмов нет ни одного за фильм. Ну и как же без декламирования стихов на татарском? Редко какой современный российский фильм обходится без этого. Вот такая бамбарбия-киргуду 2.0. Татарстан, дорогие зрители, - это вам не Россия.
В итоге имеем очередной кинопродукт от Бондарчука сразу для всех целевых аудиторий в стиле татарский унисекс с ненавязчивым, но отчетливым националистическим уклоном. Тема автогонок не раскрыта.