поедем, поедимЧто такого особенного увидели отборщики не самого последнего МКФ в Торонто в малобюджетном хорроре из Британии? Стильное изображение? Отчасти. Цветовая драматургия небанальна: дом, крепость, убежище утопает в угольно-черном, а внешний мир слепит жестоким белым: травмоопасным льдом на катке, безжалостным светом больничных ламп, коварным психоактивным порошком. Пограничное пространство между черным и белым заполняет зелень. Но не витальная майская трава, а таинственный темно-малахитовый оттенок зловеще- опасного дремучего леса. Решение тонкое, но не революционное.
История о том, как девушка из британской глубинки почувствовала себя мессией и периодически впадает в ступор, тараща глаза в темное небо с кроваво-красной Луной, визуально решена через гастрономический конфликт. Бетси отказывается принимать пищу. Но при этом не худеет. О, как изысканно выглядит зеленый горошек на черных тарелках! Как зловеще увядают гранаты, бананы, клубника в аспидно-черных вазах! Как отвратительно выглядит питательное месиво, которое уже как будто предчувствует смертельное воздействие на себя желудочного сока. Мир, в котором большинство жителей заняты приготовлением пищи и проводят большую часть жизни на кухне, подан режиссером Рут Пэкстон, как обреченный. В черной пещере с большой жратвой от конца света не спрячешься. Мысль не сказать, чтобы сильно новая. Но популярная.
Актерский ансамбль. Да, британские актеры как никто в мире сейчас умеют держать баланс между индивидуальным рисунком роли и своим местом в ансамбле. «Опасная вечеринка» забавна тем, что ансамбль фактически женский. Мать, бабушка, две дочери- вот на ком держится все кино. Мужчины не в счет. Папа умер в страшных мучениях в самом начале картины. Ухажеры Бетси и ее сестры Изабель не в счет. Их функционал- увидеть мессианство в глазах подружек и ретироваться в спешном порядке.
Женщины трех поколений одержимы разными навязчивыми состояниями. Мама Холли в юношестве пережила нечто подобное тому, что происходит с Бетси, а сейчас страдает комплексом вины и за мужа, который решил досрочно и по собственной воле прекратить страдания тела, измученного болезнью, и за дочь, которая от пищи отказалась, но в весе не теряет. Бабушка Джун, с одной стороны, считает, что исступленные состояния внучки- лишь способ манипулировать матерью и сестрой. С другой стороны, опыт работы в Японии приводит на память японский кайдан о женщине, переставшей есть, но тайно пожиравшей ночью съестные припасы ртом, расположенном на затылке.
Женщины одержимые. Женщины-мессии. Женщины-манипуляторы. Женщины манипулируемые. Женщины, составляющие весь мир. Женщины, переживающие за весь мир. Женщины, которые мир должным спасти. Женщины, которые его вряд ли спасут. Очень модный тренд. Но сильно заезженный.
Вот и все кино. Эсхатологические ожидания, критика потребления, гендерная растерянность плюс изысканные натюрморты. Этого оказалось достаточно, чтобы кино попало в конкурсную программу престижного кинофестиваля в Торонто. Поскольку в финале картины мир, кажется, погибает (или это только мерещится Холли?), то в общем-то его нисколечко и не жалко.