Свой среди своих.Сюжет сериала «Чужой» не отличается оригинальностью. Есть главный герой, который в силу жизненных обстоятельств вынужден скрываться под именем другого человека. Однако, новаторство заключается в комизме ситуации: проворовавшийся банкир притворяется полицейским, попутно пытаясь убежать в Финляндию, для чего ищет контрабандиста, который может ему устроить «переход», но в итоге расследует череду преступлений, совершенных этим контрабандистом, чья поимка может свести на «нет» все старания главного героя сбежать за кордон.
Очевидным достоинством сериала является приглашение на главную роль Кирилла Плетнева. Знаю его по «Диверсанту», тогда и фильм, и актер произвели на меня впечатление. Плетнев в принципе актер отличный, и в «Чужом» он воплотил человека, чья жизненная позиция меняется на 180 градусов, от холёного и эгоистичного персонажа до простого (в лучшем смысле этого слова) и уютного, можно даже сказать, порядочного героя. Хотя бытность его героя в комфортных условиях существует на экране менее половины первой серии, этого времени достаточно, чтобы представить зрителю человека, который живет в свое удовольствие, однако толком не знает, что настоящего есть в его жизни. И лишь попав в город Озерск от безысходности, герой Плетнева – Владимир Орлов, наконец понимает, что такое обычная человеческая теплота, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь, семья.
В современном российском сериальном деле в последнее десятилетие, а то и дольше, превалирует культ шикарной жизни и одновременной неустроенности героев, у них вроде как все есть, а чего-то не хватает все же. Иногда трудно сопереживать таким персонажам именно в силу рафинированности их быта, надуманности страданий. «Чужой», напротив, показывает быт самых обычных жителей России, которые трудятся в непритязательных условиях, живут сегодняшним днем, любят и недолюбливают, смеются и плачут, когда им действительно плохо (и ты их понимаешь, потому что так же было плохо тебе, так же предавали тебя), при этом способны на чистую и бескорыстную любовь, самопожертвование. Попадая в такие условия, главный герой – Владимир Орлов, словно лишается какой-то ложной оболочки. В довесок к очевидным внешним факторам, режиссер Орлова превращает в Воробьева, как бы спуская его с небес на грешную землю.
Способствуют преображению Владимира Орлова не только очевидные простые бытовые условия, но и люди, которые его окружают. Создатели сериала «наводнили» микромир такими честными служителями закона, что я, как законник по профессии, испытала действительное наслаждение от одного только факта, что их показали именно такими. Я знаю таких людей в реальной жизни.
Крайне выделяется герой Александра Бухарова – глава отделения полиции г. Озерска, подполковник Егор Николаевич Фролов. С одной стороны, жесткий и принципиальный служитель закона, с другой - мягкий и внимательный, когда речь заходит о любимой женщине и матери, а также человек, способный на отчаянный поступок, имеющий определяющее значение для судьбы главного героя. И если в начале сериала Фролов предстает фигурой неоднозначной, и кажется, что коррупция его стороной не обошла, ближе к середине становится ясно, что он хочет поймать коррумпированного чиновника не меньше, чем этого хотят его подчиненные и даже Орлов, который пристроился в полицию перекантоваться, а сам врос в работу следователя. Оказалось, что именно в г. Озерске главному герою нашлось самое прекрасное, самое теплое место. Здесь у его появились: настоящая любовь, крепкая мужская дружба, преданные товарищи, интересная работа.
Что любопытно, Егор Фролов как бы выбивает дурь из головы Орлова. И не только в переносном смысле. Не смотря на многочисленные стычки Орлова и Фролова, бесконечные претензии последнего к методам «службы» Орлова в органах внутренних дел, именно эти отношения – между беглым банкиром и начальником отделения полиции спасают жизнь первому и помогают добиться расположения героини Любови Константиновой второму.
Невозможно также обойти стороной и героя Алексея Манцыгина. Попадая в подчинение к «начальнику отдела» Орлову-Воробьеву, тот становится его самым настоящим напарником, выручает его, и даже узнав правду о главном герое, не «сдаёт» его. Естественно, что его знания о переплете, в который попал Орлов, порождают множество саркастических замечаний, особенно когда в его присутствии Орлов разыгрывает из себя полицейского.
Юмор в сериале присутствует и оставляет светлое послевкусие, без пошлости, юмор как в жизни. И что еще подкупает – любовь соседской девочки к главному герою, и эта девочка настолько светлое и бескорыстное создание, что не приходится удивляться колебаниям Орлова, который вроде и хочет сбежать, но так ему хочется остаться в России, в городе Озерске, с этой девочкой и ее мамой. Любовь, которая продемонстрирована в «Чужом», не продается за деньги. Ни детская любовь, ни любовь женская к мужчине, ни мужская любовь к женщине. Фролов терпеливо ждет свою Светлану, Люба в исполнении Марьяны Спивак завоевывает свое счастье, буквально выхватывая своего возлюбленного из огня. Правда, русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.
Остаётся сказать лишь о музыке, которая в «Чужом» по настроению мне напомнила композиции к сериалу «Обратная сторона Луны». И хотя композиторы разные, не могу не отметить общность музыки – в ее светлом и немного ироничном тоне. Не все мелодии этим отличаются в сериале, есть и тревожные, и грустные, но общая тональность скорее жизнеутверждающая.
В общем и целом, сериал приятно смотреть и слушать. Даже командный тон Фролова, пронзающий временами повествование, здесь совершенно уместен. Очень могу его понять, учитывая, какой редкий экземпляр в лице главного героя ему достался в подчинение (не знает, как проводить допрос, обыск, что трогать голыми руками ничего нельзя на месте преступления, что нужно перед начальством отчитываться и т.д., и т.п., короче всё это Фролова бесит не без причины).
Операторская работа простая, но красивые кадры камера периодически выхватывает, - этому способствует и природа, и актеры, которые красивы, каждый по-своему. И нужно ли говорить, что на этом сериале можно просто отдохнуть? Ведь его герои – обычные люди, да, высокие как Александр Бухаров, да, артистичные как Кирилл Плетнев, да, воздушны и нежны как Любовь Константинова, и решительны и заботливы, как Марьяна Спивак. Хочется больше таких фильмов. Хочется продолжения сериала «Чужой».