И ГЛУПАЯ ВОРОНА, А, МОЖЕТ БЫТЬ, СОБАКА..Есть что-то отталкивающее как в самой главной героине, так и в той личности, при поддержке которой был снят последний фильм Зельдовича. Не хотелось бы, чтобы при поддержке всем известного Романа Аркадьевича и дальше клепался бы столь «глубокомысленный» контент.
Как сказал главный герой в исполнении Евгения Цыганова: «А смысл»? Особенно актуален этот вопрос в свете потуг «Медеи» на поприще натягивания совы на глобус – а не замахнуться ли на греческую мифологию? Даром, что грузинская актриса в главной роли (по преданию Медея была царевной Эета, западногрузинского царства Колхиды). Не знаю, как там насчет греческой мифологии, лично у меня возникают стойкие параллели с «Женой Чайковского». Да не муж свел благоверную с ума - очевидные проблемы с головой у безбровой девицы, как и у Антонины Милюковой-Чайковской, были с самого начала. И чтобы заметить это, не нужно обладать дипломом психиатра.
Только ленивый не ругает Звягинцева за чернуху. Однако, он показывает российские реалии, настолько типичные, что подобное может иметь место хоть в Смоленской, хоть в Ярославской губернии, хоть на Дальнем Востоке, будь то произвол властей, коррупция или превращение РПЦ в коммерческую организацию. А что типичного в «Медее»? Если такой «уклад» тоже характерен для российского общества и может случиться где угодно, то лучше уж тогда сразу застрелиться и не жить. От ужаса, охватывающего при мысли, какой мир достанется нашим потомкам - мир, где царят такие вот Медеи без царя в голове.
И вот же в чем парадокс - если у зрителя планировалось вызвать симпатию к главной героине даже на фоне того непотребства, что она творила, ну так сделайте ее симпатичной, привлекательной, обаятельной за счет хоть чего-нибудь - внешности, богатого внутреннего мира, манер, интеллекта, чувства юмора. Инструментов масса.. Но героиня Тинатин еще более пуста, чем колодец без воды. Иногда уровнем своего развития она напоминает пятилетку - сидит и ковыряет пальцем в диване во время очень серьезного разговора всей жизни с гражданским мужем. Как такой женщине можно было доверить детей (что в жизни, что в кино) - для меня загадка. Согласна, что кино - это прежде всего художественное произведение, но все же оно должно быть хоть немного правдоподобным, особенно для нас, воспитанных на методе Станиславского, кстати, признаваемом во всем мире. Насколько правдоподобно смотрится такая мама и вся история в целом (сюжетная линия с братом, например) - большой вопрос. Все два с лишним часа экранного времени я ждала: ну когда же мне покажут хоть что-то, что заставит меня симпатизировать Медее. Не дождалась. Зато идею, что она живёт «в разрез» со всем подряд, удалось передать очень удачно. Браво, идиосинкразия ради самой идиосинкразии. Очень мне зашли слова одного из рецензентов фильма. Прямо не в бровь, а в глаз: «Осознанно или нет, но Зельдович изначально делает героиню пустышкой: она содержанка без работы и профессии, чья жизнь сведена к ожиданию мужчины и безмятежному вращению вокруг его орбиты. В этом нет бунта — только приспособленчество». И правда, что мы видим в Медее? Даже если у нее нет работы, то есть ли у нее за душой хоть что-то, что делает ее непохожей на других (кроме татуировок)? Она любит готовить, читать, путешествовать, вышивать крестиком, у нее есть какое-то увлекательное хобби, она занимается самообразованием, своим бизнесом, имея довольно много свободного времени и деньги мужа в своем распоряжении? Ответ – «нет» по всем пунктам.
О морали. Мораль у этой «сказки» такая же «зашкаливающая», как у самого господина Абрамовича, замеченного в более, чем спорных поступках. Думается, в кинотеатрах при показе сего «шедевра» стоит раздавать пакетики по аналогии с самолетами. Вдруг у кого попкорн назад полезет.
Очень обидно за Цыганова, снявшегося в этой вольной интерпретации греческой мифологии на земле обетованной. А ведь он мне был довольно симпатичен. Мягкотелость его героя вызывает полное недоумение. Трясясь за свою драгоценную репутацию, он просто самоустраняется, никак не пытаясь оградить свою семью и других от этого параноидально-инфернального существа, именуемого бывшей гражданской супружницей. Хотя тревожные звоночки уже были – например, при экскурсии на бетонный завод. Более того, помните ли поговорку «не буди лихо, пока оно спит»? Так вот, Алексей в исполнении Цыганова не только будит лихо, но и трясет мешочек, в котором оно спит, чтоб уж если разбудить, так наверняка. И вот живой мертвец по имени Медея, у которого внутри давно все умерло и разложилось, восстает из ада..
Помните песенку из мультфильма «Пластилиновая ворона»? «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз». Не стойте рядом с «Медеей». Она вас зашибет своим тяжким грузом бессмысленности сродни мороку. И строительства там никакого не идет даже близко. Наоборот - разрушение. В последнем фильме М. Найта Шьямалана «Время» герои разрушаются физически на ускоренной перемотке вперед. Так вот, в «Медее» все то же самое - только в морально-нравственном смысле. Вот-вот в кадре посыплется труха истлевшей души.
И вот же в чем печалька: у «Медеи» определенно нашлась своя аудитория. Как в той же песенке из «Пластилиновой вороны» - «и глупая ворона, а, может быть, собака, а, может быть, корова» принимают весь этот тяжеловесный делириум за чистую монету, да еще и исторгают хвалебные отзывы. Просто тренд сейчас такой – так же, как брови обесцвечивать. Ах, шарман, шарман… Не смотря на то, что королева то голая… А уж голый зад и перед Тинатин мелькают на экране с такой частотой, что ты уже даже начинаешь забывать про ее белесые брови. Кстати, могу порекомендовать вам замечательную франко-бельгийско-швейцарскую психологическую драму со схожим сюжетом, но не претендующую, кстати, на лавры греческой мифологии. Называется она «После любви». Исполнительница главной роли в фильме, Эмили Декьенн, отнюдь не сверкала голыми частями тела и не орала как оглашенная, однако выиграла приз Каннского фестиваля «Особый взгляд» за лучшую женскую роль. Ну да, показали «Медею» в Локарно и даже чего-то там удостоили, но Локарно – как ни крути, это не Канны.
«А вот Тина — абсолютный панк-рокер», - сказал о Тинатин Евгений Цыганов. Так то оно так, и бог с ней, но с эпатажем иногда все же важно знать меру..
4 из 10