Месть-блюдо сердечноеНедавно на экранах появился фильм Александра Зельдовича «Медея», чья премьера произвела огромное впечатление на жюри на фестивале Локарно. И по-моему мнению, это было не с проста. Этот год был фестивальным бумом, когда люди не успевали смотреть новинки, которым жюри кинофестивалей подарили лавры. Не могла это картина не завоевать сердца жюри, мифологичных мотивов в этом году не хватало, хотелось чего-то пожестче и покровавей. Зельдович, на мой взгляд, с этой задачей справился и третий М-ный фильм смог показать себя во всей своей греховной природе. Есть ли конец сумасшествию и почему человек с каменным сердцем решил сесть за отпевание грехов?
Повествование начинается с решетки исповедальни и уже в начале закладывается ошибочная вера на спасение падшей души. Если зритель не знаком с мифом, то он не знает, какова ее преступная природа, но уже знает, что отмыть ее от греховной пыли не так просто. А жизнь то у нее просто начиналась: выросла в далекой глуши, закончила химический факультет, влюбилась в женатого. Влюбилась в олигарха. Он развелся с женой, вместе с любовницей и детьми переехали в Израиль. Вокруг огромные деньги, в доме похоть, а в голове предпосылки хладнокровного женского сумасшествия. И все бы хорошо, о чем еще можно мечтать? Затем все поменялось. Разлюбил. Осталась любовь к асфальту и детям. Его можно понять, зачем менять бетон, который приносит деньги на бетон, который приносит несчастья и сумасшествие? И с этого момента начинается снежный греховный ком, который топчет всех, кто рядом. Кроме его любви ее ничего не интересовало, а лишившись самого сладкого нектара на своих губах, она решила твёрдо-месть-блюдо, которое должно ударять прямо в сердце. «Вообще всех жалко, а по отдельности — никого»
Понизив ранг гордой царицы и превратив ее в озабоченную своей молодостью, шлюху, Зельдович стирает грань между таинством двоих. Режиссер превращает эту картину в удовольствие для заядлого любителя эротики в любых воплощениях, где чувственность процесса превращается в БДСМ-фестиваль для любого встречного главной героини. Медея, убившая своих детей для мести своему мужу, превращается в мясо, которым торгуют направо и налево и это мясо пытается воскреснуть из греховного пепла, но дьявол то сзади за волосы тянет.
Россия не привыкла к таким откровенным экспериментам в кино и это правда, но хочется отдать должное Тинатин Далакишвили. Она талантливо со своим необычным шармом смогла преодолеть грань между немым кино и утопила фильм в своем темпераменте и дерзости. В Медее Далакишвили нельзя найти золотую аристократичную жилку, которая протекала по венам ее античной предшественницы. Предшественница убила своих детей, несмотря на сильную любовь, ведь жажда мести всегда сильнее всего. Она желала, чтобы Ясон никогда больше не смог заснуть и чувство вины его душило. Но в саморазрушении, страха быть отвергнутой и убийствах Медеи 21 века нет высоких мотивов, кроме сумасшествия и беспримесной ревности. Сопутствовал кровавой игре героини Евгений Цыганов. Здесь он слишком славный, слишком хороший, чтобы обвить его своим змеиным хвостом и раскрошить очки, которые не разглядели надвигающуюся бурю в его жизни. Его неординарность как актера в этом фильме была вытеснена, ведь все-таки, акцент на фигуре Ясона был смещен в женскую душу. Он был привидением, с чьим образом говорила Тинатин.
Снято гениально: музыкальное сопровождение плывет в одной лодке с визуальном кинокартины. С каждым новым грехом музыка проникает все глубже. Надежды на спасение души героини в конце не остаётся. Будто мелодия придушила твой последний воздух и разбивает об скалы веру во спасение. Непевучесть и резкость пожирания плоти восполняется певучестью и плавностью музыки. Если закрыть глаза и просто слушать только музыкальную окантовку фильма, то можно прожить внутри картины даже без визуала, только восприниматься она будет менее кровожадно и менее противно.
К концу фильма становится нехорошо, внутри начинает что-то кипеть и что-то пытается вырваться наружу. За эти два часа ты становишься тяжелым камнем, который в конце превращается в пыль. «Медея» Зельдовича - взрослая шалость, которая роняет тебя с детской карусели действительности и помещает тебя за исповедальную решетку. Фильм остаётся тяжелой металлической броней на душе, начинает подташнивать от обличения сумасшедших прелюбодеяний, душевного дна и горя, которое эхом идет из темноты. Сложно описать поток эмоций, пожирающих тебя во время просмотра, но это слишком тяжелый поток, чтобы заставить уголки губ подняться. Улыбка после просмотра сошла? Съешьте лимон.
7 из 10