Содержанка? Вновь? Опять? Ещё одна?- Тому, кого я смогла бы любить, я бы стала женой.
- Ха-ха. Любовь? Это роскошь, которая девушке в твоём положении непозволительна... Тебе пора завести семью. Ты стала обузой для своей матери... Дам тебе совет - довольствуйся привычной жизнью с мужем или даже дружбой если повезёт. Но, а ежели тебя так влечёт любовь, ищи её вне супружеского ложа.
- Выйдя замуж я буду верна мужу.
- Ха-ха. Как трогательно... Внимания требует - норов.
- Нам по карману прожить в Санкт-Петербурге только один сезон. Кузина, ты понимаешь?
- Этого хватит. Я устрою ей три показа в избранных кругах, в верхах. Если не произведёт впечатления, быть ей старой девой. Или содержанкой. Ничего не поделаешь, жизнь бывает жестокой...
'Онегин', 1999, реж. М. Файнс
Содержанки... Сколько их? Без счёта. Каждый 'кошелёк с ушками' неприменно имеет. Удобно. Практично. Забавная игрушка. Кукла говорящая. С ней и стресс снять можно запросто. И разгрузиться от суетности буден в любой миг... Опять же, - переключение от привычной семейной рутины. Хотя... тоже, конечно, рутина спустя время, но всё ж таки менее напрягающая. Секс так манит? Сладострастия туманят голову? Приключения увлекают? Освежает иная женщина мужчину, - чего уж тут лукавить?
Когда они появились? Эти самые Содержанки. В эпоху Великих преобразований Петра I? Ранее? Ах, кто ж ответит на этот вопрос? Вон и у классика, у Пушкина, того, что Александр Сергеевич - злоба дня для созревшей девы-дивы. Либо замуж, либо в старых девах куковать свой век, либо к щедрому господину прислониться кокоткой. Проза жизни! Обыденность. Нормальное естество 'света'.
'Медея' - собственно и начинается с этого. С этой темы. С темы 'естества'. Всё как полагается тут. Есть тот самый 'кошелёк с ушками'. У него, само собой, законная супруга. А в дополнении к супруге, ещё одна барышня. Для секса, для переключения, для освежения, для... да чёрт его знает для чего ещё для... Родить своевременно от 'кошелька с ушками', пока он ещё не пресытился 'игрушкой', основное правило в этой игре. Всё как на рыбалке. Клюнул - заглотил - попался! Болтается на крючке. Теперь пусть о собственном чаде заботу проявляет. Впереди - вечность. Дети, они ведь не как грибы в лесу растут. Долго. За годом год. Шоколадная впереди перспектива. Сласть! Нега! Возможности.
И чего? Чего такого? И в самом деле... Чего?
Хорошо когда... карась, окунёк болтается на леске. Налим, сазан - много приятнее. Эх, хороша, однако забава...
Режиссёр, отталкиваясь от весьма щекотливой, я бы даже сказал, щепетильной темы предоставляет зрителю возможность осмыслить данное явление. Что перед нами? Порок? Как воспринимать подобное? Как относиться? А мораль? Нравственность? Уместно ли говорить о них? Возможно ли? Всё ещё возможно?
ХХI век на дворе - скажут многие. Вы что, в пещере родились? Вы где, жили-поживали? О чём Вы вообще ведёте речь? Мир давно уже убежал за границы видимого горизонта. Это даже (ну, почти) и не обсуждается. Это нормальное 'приспособленчество', если хотите. И всего. Всего то... А потом..., потом ведь из таких отношений и новые семьи возникают порой. У кого как сложится... Жену - в монастырь, скажем, подругу - на престол. И всё чин по чину. Законный брак. Или законное безбрачие. А зачем? А для чего? И так сойдёт.
Так над чем драматизирует автор? Что его так волнует? Высший суд?
А почему бы, собственно и нет? Законы миропорядка сформированы в седой древности. Правила - азбукой уговора-договора в веках. Преступаешь? И вот уже необрезанный еврей, а ведь в этом и смысл, и соль повествования, должен испить сладости чашу до дна. Кается в исповеди та, что ещё недавно делила с ним ложе греха. Кается. И несколько раз автор демонстрирует нам боль слов. Её слов. Роняет с губ у алтаря. Не поздно ли? Ведь, судя по всему перед нами, зрителями, она и не она. Событийный ряд в последовательности тут нарушен. Из иной плоскости существования вынырнула вдруг. Произошло что-то. Что-то такое. Существенное. Оттого и церковь пристанищем потупленности взора.
Повествовательный сюжет занимает минимализмом сцен без углублённых копаний в эмоциональной окраске. Поверхностность и даже упрощённость здесь в доминанте. В доминанте ОНА - ОН. Размышлением сильна картина. Вешками от одной до другой, до третьей в проекции развития этого мезальянса... Когда же петля затянулась на её шее? Не в тот ли самый миг, когда она её на себя набросила, покусившись на чужое?
7 из 10