Фантазмагория. Часть II: На несколько кладбищ большеСнова слышим хриплый «Бооой!»
Длинного с его ордой.
Варит мерзкий свой отстой:
Карлик в бочке, гроб пустой.
+++
Это сон иль я бухой?
Майк какой-то не такой,
Дом в руинах, Рэджи злой,
В Перигор путь непростой.
+++
Девку брось, ты, черт седой!
Выползай на честный бой,
Пустим твой зеленый гной
Квадро-ствольною бедой!
(d13mon, 2016)
«Или это просто болезненный бред?» (SUBIC, 2016)
Дружище, ты прав, болезненный бред — самая уместная трактовка событий, где тела усопших ворует ритуальная мафия пришельцев (к сожалению поклонников Спилберга — не из космоса), а блестящие шаролеты ловко высасывают внутренности головы у излишне любопытных товарищей. Но верно и то, что авторы столь лихого замеса искусно визуализировали страхи, связанные с темой похорон и соответствующей сферой услуг. Нарядные кладбищенские фасады, блестящие гробы и катафалки, по протоколу одетые скорбящие, причудливые ритуалы и механизмы — в западных традициях много странных аспектов, способных навсегда шокировать впечатлительного американского ребенка. Не иначе другое измерение. Вероятно, одним из этих бедняг и был Дон Коскарелли, впоследствии написавший сценарий «Фантазма», где выплеснул на бумагу все то, что нанесло ему непоправимую психологическую травму. Впрочем, проблемы шерифа индейцев не волнуют, ведь мы, зрители, только выиграли от этих замечательных последствий.
После успеха первой части старина Дон не остановился на достигнутом и решил добить немногочисленных оставшихся психически здоровыми зрителей и обрушил на них все то, что у него оставалось в чулане головного мозга. Орды красавцев-карликов, сексуальные трупы в морге, живописные убийства, симпатичная горбунья в крематории и конечно же весь спектр обаяния Энгуса Скримма, который и без особого грима выглядит по-хорошему ужаснее чем Джейсон Вурхиз и Фредди Крюгер вместе взятые. Увы, состав прихвостней Длинного существенно не расширился, хотя здоровенный могильщик с бензопилой и в противогазе был шикарен. Зато порадовало развитие темы двуличных «найтмеров» — самого опасного оружия Высокого. Хитрые ребята маскируются под доброжелательных знакомых, втираются в доверие, становятся друзьями, а между тем шпионят в пользу супостатов, строят козни, да так и норовят воткнуть нож в спину потерявшему бдительность герою. Это просто кошмар!
А что сюжет? Создатели хоррор-саги справедливо продолжили тему сна, но зачем-то приправили сиквел нездоровой телепатией в стиле «Звездных войн» (ну вы помните: «Люююк!» — «Отееец!»). Впрочем, как оправдание смены места действия, данная линия смотрится по крайней мере оригинально. Немного попугав молодежь на старте, да там же вспомнив, что было в предыдущей 381-й серии (шучу), кулибины ужасов сразу берут курс на экшен. Если внимательно присмотреться к ряду нехарактерных для классического хоррора моментов, более подходящих для коктейля жанров вроде «Зловещих мертвецов 3», то в памяти обязательно всплывет какой-нибудь легендарный «Коммандо», из которого в «Фантазм 2» благополучно перекочевала не только сцена шварцевской закупки, но и идея четырехствольной убер-пушки. Совпадение? Чёрта с два! Равно как и периодичная стилизация под «Безумного Макса», только с заменой колесящего по постапокалиптическим пустошам «Перехватчика» на черный маслкар. А закрывает хит-парад заимствований реинкарнация смазливого мальчугана Майка из первой части в бугая с лицом молодого Брайана Томпсона, с огнеметом наперевес зачищающего мрачные закоулки логова Верзилы — верная пародия на «Чужих» Кэмерона. Как бы то ни было, в результате грандиозных жанровых экспериментов получился … старый добрый «Фантазм». Ну вот дано кому-то фантазмировать!
Эпилог. Главное детище Дона Коскарелли — не просто ужастик для развлечения нетребовательной молодежи, а стильная и увлекательная игра без правил, где уместна как мешанина жанров, так и отсутствие здравой логики. Изысканный кусочек безумия, который хочется отведать — к услугам зрителя и визуальная эстетика, и изощренная операторская работа, и божественная могильная музыка. Даже странноватый юмор (главное, не переборщить как в триквеле) здесь не выглядит чем-то излишним. В мире «Фантазма» может произойти все что угодно и с кем угодно старине Дону. Ведь еще по первой части стало ясно, что смысл происходящего придумывался по ходу пьесы, поэтому совершенно не важно, что именно квасит Верзила в своих банках, под каким прессом прессуют выкопанные трупы и в какую дыру нужно засунуть железный шар, чтобы постичь тайны мироздания. Второстепенна и вероятность героев погрязнуть в собственных снах. Бессменный конструктор франшизы здесь царь и бог, он может подать идею и в следующей части ненавязчиво забрать, забыть, забить. Неизменен лишь тихий рокот черного катафалка, уверенно разрезающего светом фар непроглядный сумрак, окутавший уходящую в даль дорогу. Уж не в ад ли?